Печать
Просмотров: 10222

Вклад кубанского композитора Василия Волченко в создание репертуара для гармони-хромки


Кубанский композитор Василий Михайлович Волченко родился 5 октября 1946 года в станице Старовеличковской Калининского района Краснодарского края. Музыкальные способности у него обнаружились в раннем возрасте. Уже в пять лет он самостоятельно научился играть на полубаяне, но начального музыкального образования не получил, так как в то время в его родной станице музыкальной школы не было. Сначала мальчик играл на баяне по слуху и лишь к 10-11 годам элементарные сведения игры на баяне по нотам дал ему родной дядя Волченко Иван Никифорович, известный в станице баянист-любитель. К этому периоду относятся и первые попытки творчества.



С 1961 года В. Волченко регулярно получал консультации по сочинению музыки у композиторов Б. Ф. Смирнова и С. Н. Ряузова из Центрального дома народного творчества им. Н. К. Крупской (г. Москва), в котором заочно закончил несколько курсов музыкального факультета народного университета искусств.

В 1969 году В. Волченко поступает в Новороссийское музыкальное училище и заканчивает его по двум специальностям: народные инструменты (кл. баяна выпускника ГМПИ им. Гнесиных и Уфимского ГМПИ Бурмистрова) и теория музыки, занимаясь факультативно в период обучения по сочинению у композитора О. О. Меремкулова.

В 1973 г. В. Волченко продолжил своё образование в классе композиции у Л. П. Клиничева в Ростовском государственном музыкально-педагогическом институте (ныне Ростовская консерватория им. С. В. Рахманинова). По окончании Ростовского музыкально-педагогического института с 1978 года композитор совмещает творческую работу с преподавательской и концертмейстерской в городах Мариуполе (Украина), Майкопе, Краснодаре (Россия).

Василий Волченко работает в самых разных жанрах. Он автор симфонических (6)1, камерно-инструментальных (4), хоровых (17), вокальных (17), фортепианных (17) произведений, песен (38), песен для детей (6) и народных хоров (18), музыки для оркестра русских народных инструментов (14), ансамбля русских народных инструментов (14).

Особое место в многоплановом творчестве композитора занимают произведения для русской двухрядной гармони-хромки. Он сам хорошо владеет этим инструментом, импровизирует на нём. В 1993 году автор этих строк обратился к композитору с просьбой написать ряд концертных пьес для гармони-хромки. В период с 1993 по 1998 гг. композитором были написаны одиннадцать концертных пьес для этого инструмента. В авторский сборник "Звучи, гармонь, в казачьей стороне" вошли четыре оригинальные пьесы ("Карасунская кадриль", "Над рекой Кубанью", "Краснодарская полечка", "Станичный краковяк") и семь обработок русских, украинских, кубанских казачьих народных песен и танцев.

Каждое произведение из этого сборника - это продуманный художественный образ, рисующий разнообразие русского, украинского и казачьего быта, юмор, добродушие натуры, светлый, оптимистичный взгляд на жизнь. И здесь автор находит массу технологических, композиционных приёмов. Налицо введение в оборот новых сочетаний тональностей и расширение их круга (до мажор, соль мажор, ля минор, ре минор), фактурного и ритмического многообразия (восьмые шестнадцатые, триоли, ломанные терции, сексты, трезвучия, аккорды в широком расположении, децимы), приёмов и способов игры (тремоло мехом, акценты, гармонный штрих мехом), свежих гармонических решений в применении к гармони (доминанта с повышенной квинтой, двойная доминанта). Сборник "Звучи, гармонь, в казачьей стороне"* существенно пополнит концертный репертуар исполнителей-гармонистов.

Приятно отметить тот факт, что редакция, подготовка к печати данного сборника выполнена автором этих строк и продолжает добрые начинания Е. П. Дербенко и Г. К. Афанасьева (г. Орёл, 1996, 1998 и 2000 гг.), В. А. Масленникова (г. Волгоград, 1996 г.), Б. М. Маркина (г. Кемерово, 1977 г.), И. А. Варнашова (г. Кстово Нижегородской области, 1998 г.), В. В. Широкова (г. Нижний Новгород, 1999 г.).

Этот сборник получил высокую оценку в гг. Краснодаре, Кстово, Орле, Волгограде, Ижевске, Глазове, Горячем Ключе, в п. Белый Яр Алтайского района Хакассии.

Автор этих строк в программу своего выступления на III международном музыкальном фестивале-конкурсе "Петро-Павловские ассамблеи - 2003" в г. Санкт-Петербурге включил шесть пьес из этого сборника и, в немалой степени, благодаря этому интересному, высоко-художественному репертуару8 занял I место, получив звание лауреата, золотую медаль.

Всего для русской гармони-хромки В. Волченко написал тридцать два произведения, в т. ч. для гармони соло - девятнадцать (семь оригинальных сочинений, двенадцать обработок народных мелодий), для дуэта гармоней одиннадцать (три оригинальные пьесы и восемь обработок народных мелодий) и две пьесы для трио гармоней (обработки народных мелодий). Отметим, что такие произведения как "Над рекой Кубанью", "Карасунская кадриль", "Краснодарская полечка" есть в редакции для соло и дуэта гармоней, а пьеса "Запорожский гопачок" - для соло и трио гармоней

В названиях произведений для баяна, аккордеона, гармони-хромки, малых составов однородных ансамблей В. Волченко часто употребляет слова "кубанский", "казачий", "краснодарский", "станичный". И здесь нельзя не согласиться со смелой попыткой музыковеда А. Н. Соколовой поиска системообразующих элементов "казачьего" стиля в музыке В. Волченко7. Из 120 сочинений 33 имеют такие названия (27,5%). И это не формальность, так как в них действительно присутствует "казачий" дух, оригинальный и неповторимый.

Заслуженный деятель искусств РФ, профессор ГМПИ им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) А. А. Сурков, побывав с мастер-классом в Краснодарском институте культуры в 1976 году, задал нам, педагогам кафедры народных инструментов один вопрос: "Что вы делаете для собирания, создания, редакции, публикации местного музыкального материала? Если вы будете исполнять то, что играют в других регионах, городах, то у вас не будет своего лица!" Это очень мудрое замечание большого мастера своего дела.

Василий Михайлович Волченко в своём творчестве как раз очень много делает для развития исполнительского искусства на баяне, аккордеоне, русской гармони-хромке на Кубани со своим "кубанским", "казачьим" лицом.

М. И. Ескин,
заслуженный артист РФ,
лауреат международного конкурса,
профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств

--------------
Примечания:
* Василий Волченко. Звучи, гармонь, в казачьей стороне. Концертные пьесы для русской двухрядной гармони-хромки. - Краснодар: "Просвещение-Юг", 1999. - 59 с.

Оригинал статьи: http://www.adygnet.ru/konfer/dconfmuz/eskin.shtml

Войдите чтобы комментировать