Печать
Просмотров: 10939

О хромке и минорке, «космической» музыке Новгородской области и многом другом читателям «НВ» рассказал кандидат педагогических наук, участник фольклорного театра «Круговина» Сергей ЁЛКИН.

— Сергей Михайлович, пожалуй, ни одно выступление «Круговины» не обходится без вашей зажигательной игры на гармони. Вы не расстаётесь с ней и в жизни. Как произошло ваше знакомство с этим инструментом?

— Начну с того, что с фольклором я знаком с раннего детства. Я родился в деревне БережокМошенского района, где, пока родители были на работе, меня воспитывали бабушки — как родные, так и соседские. Они рассказывали мне сказки, пели русские народные песни. А муж бабушки Тони играл на старинной гармони минорке. Помню, меня всегда до глубины души трогала его игра. Стоило только в деревне зазвучать гармони, как меня так и тянуло пойти послушать.

Моя бабушка Анна Яковлевна любила исполнять старинные длинные частушки — «под песни», как их еще называют. Они, в свою очередь, делились игрой на гармони на несколько частей. Вот одна из моих любимых:

В нашем поле рожь густая

и солома длинная,

Почему так долго помнится

любовь старинная?

Они произвели на меня огромное впечатление. Впоследствии я решил сам научиться играть, чтобы аккомпанировать чудесному пению бабушки. К слову, я самоучка, специального музыкального образования у меня нет.



— Этот инструмент был очень популярен несколько десятилетий назад. Вспомним крокодила Гену, весело наигрывавшего на гармошке, телепередачу «Играй, гармонь!»… Изменилось ли отношение к инструменту сейчас?

— На мой взгляд, сейчас интерес к гармони медленно угасает. Так, далеко не все могут сказать, чем отличаются гармонь, баян и аккордеон. Я уже не говорю, сколько видов гармони бывает. Кроме того, старых гармонистов, знающих наигрыши начала XX века, остается все меньше и меньше.

— Но ведь фольклористы во время своих экспедиций по деревням часто записывают их игру. Почему современным музыкантам сложно воспроизвести мелодии наших предков?

— Дело в том, что положить старинные наигрыши на ноты не так-то просто. Гармонисты запоминали мелодию на слух, поэтому манера их исполнения индивидуальна, и все наигрыши совершенно не похожи друг на друга. Два гармониста в одной деревне играют совершенно по-разному. К слову, члены фольклорной экспедиции по Новгородскойобласти под руководством Владимира Поветкина только один раз видели оркестр, куда входили старинная гармонь минорка, балалайка и бубен.

И еще, если гармонист играет для себя, наигрыш получается один. А на гулянке, когда гости поют и пляшут под гармонь, музыкант начинает играть совсем по-другому — четко, ответственно, ярко. Я по себе это знаю.

В нашем регионе есть два специфических наигрыша гармони — «русский» и «под песни», или «деревенский». Они сохранились в Хвойнинском, Мошенском, Боровичском районах. Когда наш ансамбль исполнял новгородские наигрыши в Москве, для фольклористов других регионов они показались экзотикой. Одна исследовательница народного творчества из Твери даже назвала наши наигрыши космической музыкой — так они отличаются от бытовавших в других областях.

— Нередко состоявшиеся ученые, предприниматели и другие успешные люди стараются откреститься от своего деревенского прошлого. Вы же, видимо, всей душой рветесь в родные края. Как справляетесь с тоской по родине?


alt

«Круговина» веселит новгородцев на всех городских праздниках

— Знаете, как мобильный телефон нужно обязательно заряжать, так и я должен время от времени ездить в деревню, которая словно подпитывает меня энергией, греет своим теплом. Как сказал Дмитрий Лихачев, мальчик может выйти из деревни, а деревня из мальчика никогда. В моем случае это так и есть. Кто вырос в селе, тот где-то в глубине души навсегда останется деревенским, даже если впоследствии станет важным интеллектуалом. В деревне я легче себя чувствую, а потому каждый свой отпуск провожу в родном селе, где Интернет и другие развлечения мне заменяют грибы, ягоды, рыбалка, огород, работа по дому.


Фольклор стал частью моей жизни. Мне очень нравится носить русский народный костюм — льняная рубашка приятна телу, — но, конечно, на выступлениях, а не в университете.

Кроме того, я коллекционирую гармони, у меня уже 12 инструментов. В моем собрании есть традиционная русская гармонь хромка, а также гармонь минорка, распространенная на Северо-Западе. Ее особенность в том, что при сжиме и разжиме она звучит по-разному, поэтому играть на минорке крайне сложно. Наконец, есть у меня бологовка, вероятно, получившая свое название от станции Бологое, где эти гармони и производились. Этот вид гармони — один из самых древних, он имеет только мажорные тона. Многие из собранных мной инструментов были изготовлены еще до войны.

— Сегодня фольклорные коллективы любят представлять зрителям яркие старинные празднества или обычаи. К сожалению, до наших дней дошли в основном только элементы действа. Может быть, в детстве вам удалось своими глазами увидеть проведение каких-либо обрядов?

— В 70-х годах, когда я родился, в деревне уже мало сохранилось старинных традиций наших предков. Многое было утрачено за время советской власти. Хотя моя бабушка рассказывала, что в доме за порядком следит домовой, в поле — полевой, а дворе хозяйничает дворовой, но относились тогда к этим фольклорным персонажам скорее с юмором. Только один языческий обряд в деревне проводился с должным почтением — это выгон скота на Егорьев день в мае. В народе он наряду с Покровом всегда считался одним из самых важных праздников. В этот день хозяйки коров и овец пекли рыбники, а пастух с фонарем и решетом, наполненным зерном, обходил стадо три раза. Видимо, чтобы уберечь животных от различных напастей, подстерегающих их на выгоне. Во время самого действа мужчины стреляли из ружья, а женщины пели тропарь «Христос воскресе из мертвых». Этот обряд представлял собой синтез православных и языческих традиций.

Еще я помню, как провожали двумя деревнями в армию Ваню Николаева из соседнего села. На большом гуляньи было много танцев, а старушки при проводах пели песню:

Последний нонешний денечек

гуляю с вами я, друзья,

А завтра утром, чуть светочек,

заплачет вся моя семья.

— Сейчас молодые люди хотят сделать свою свадьбу оригинальной, запоминающейся, недаром у нас так много выездных регистраций браков. А вот традиционные свадебные обряды не проводятся?

— Вы удивитесь, но да. К примеру, две пары в нашем фольклорном коллективе играли свадьбу по древнерусской традиции. Конечно, полностью провести обряд мы не могли, но постарались как можно больше приблизить его к истории. Гости щеголяли в русских народных костюмах, современную музыку заменяли четыре гармониста. Кстати, сами молодые уже много лет занимаются фольклором и фактически живут своим увлечением.

— Чему, на ваш взгляд, можно поучиться у фольклора?

— Сейчас мы стремимся к модернизации всех сфер жизни, но мне кажется, нужно заниматься в первую очередь традиционализацией в обществе. В погоне за инновациями мы слишком сильно отрываемся от устоев, традиций наших предков. А между тем в процессе исторического развития остается только самое ценное, значимое, на которое как раз и стоит обратить внимание.

Например, ценности супружеской жизни. Недаром пословица говорит: женитьба есть — разженитьбы нет. Раньше, как известно, разводов не было вообще. И в браке у супругов уровень ответственности был намного выше, чем сейчас. Недаром в старину на свадьбах не только пели и плясали, но и плакали, причитали, провожая невесту в другую семью. А сейчас молодых не настраивают на проблемы.

Изменилась и роль родителей при заключении браков. Раньше союзы заключались только с благословения родителей. Современные папы и мамы  часто предоставляют сыну или дочери полное право выбора второй половины и по сути снимают с себя всякую ответственность. Конечно, речь не идет о том, что нужно проявлять средневековый деспотизм. Но родители, уважая решение своего чада, тоже должны участвовать в выборе его второй половины.

— Не приведет ли это к ограничению законной свободы человека? Ведь раньше отношения в семье могли быть достаточно деспотичными.

— Я не отрицаю, что деспотизм тоже имел место в русской семье. К слову, некоторые народные обычаи были более строгие, чем православные. Например, на холостяков, как женщин, так и мужчин, в деревне смотрели косо. Почему не женится? Колдун, что ли? Жесткая норма жизни практически вменяла человеку в обязанность жениться и родить детей. Между тем в православной традиции женатые и неженатые люди являются равноценными.

Кроме того, на мой взгляд, в Новгородской области отношения мужа и жены были более демократичными, чем принято считать. Некоторые исследователи, опираясь на архивные материалы, отмечают, что муж мог так обратиться к жене: «Дарьюшка, надо бы съездить за сеном» или «Неплохо бы пообедать». Вежливая сослагательная форма обращения, а не строгий приказ, указывает на уважение и взаимопонимание между супругами.

— Существует мнение, что чрезмерное увлечение народной культурой может привести к ущемлению прав других народов. Так ли это?

— Не всегда в жизни нужно следовать старинным традициям, но знать собственную культуру обязательно для каждого. Да, в некоторых фольклорных ансамблях встречаются какие-либо крайние установки, к примеру, обязательно ходить в лаптях. Конечно, мы должны принимать современную жизнь такой, какая она есть, не прятаться от нее, а также уважать чужую культуру. В то же время важно сохранить наше национальное своеобразие.

Отмечу, что разрыв между традиционной культурой и современной  усилился. Так, выступления некоторых эстрадных коллективов, позиционирующих свое творчество как фольклор, не имеют ничего общего с народной культурой. В погоне за популярностью они упрощают народную музыку и песни, ориентируют их на среднестатистического зрителя. Конечно, на какой-либо свадьбе фольклорному ансамблю вряд ли стоит раскрывать всю сложность, богатство, многообразие народной культуры для людей непосвященных и незаинтересованных. Это будет просто смешно. Поэтому допустимо представить элементы обрядов в современной обработке. Но при этом выступающие должны четко различать шоу и фольклор.

Светлана ГОРИНА
Фото из архива ГЦКД им. Васильева

Источник

Войдите чтобы комментировать


Василий Ищенко аватар
Василий Ищенко ответил в теме #20286 11 года 3 мес. назад
Анатолий Дмитриевич Снаступающим Новым годом ичтобы гармонь твоя звенела на всю планету