Печать
Просмотров: 10708

ГАРМОНИСТ И 67 ЕГО КРАСАВИЦ




В Барнауле состоялся второй краевой фестиваль гармонистов "Бьется в тесной печурке огонь", посвященный 60-летию Сталинградской битвы. Его организатором стал отдел фольклора Центра народного творчества краевого комитета по культуре. В отделе работают два человека - Надежда Герасимова и Николай Вавилов. Вот он-то и есть главный "повар" заваренной "каши". Когда на Алтае произносят слово "гармошка", подразумевают "Николай Вавилов", а когда говорят "Николай Вавилов", подразумевают "гармошка". Такая вот прочная ассоциация. Заработана она честным праведным трудом. Предшественниками "Печурки" были пять краевых фестивалей "Душа России", организованных по инициативе Вавилова.

 

АХ, ФЕСТИВАЛЬ, ФЕСТИВАЛЬ


Когда Вавилов проводил семь лет назад самый первый фестиваль, он обошел 52 организации в поисках помощников. Очень помог ему тогдашний гендиректор "Алтайтелекома" Александр Богачев. А Марина Чеботарева, директор ДК котельщиков, где состоялся первый фестиваль (и все остальные тоже), помогла организовать клуб гармонистов, причем она не только предоставила помещение для занятий, но и купила 28 гармоней. Сегодня это кажется невероятным. Но было!

Из двадцати районов Алтайского края съехались гармонисты на сегодняшний фестиваль, да из соседних краев-областей гости пожаловали - Новосибирской, Кемеровской, Красноярского края. Почти три часа шел праздничный концерт. Среди выступающих были и ветераны Великой Отечественной, участники Сталинградской битвы. Им были вручены именные командирские часы.

Более благодарной публики, чем была на концерте, представить трудно. Люди вполголоса подхватывали мелодии знакомых песен. Пели "Березы", "Тальянку", "Если б гармошка умела" и много-много других песен, которые давно уже стали народными. Звучали, конечно, и частушки. Случалось, что люди пускались в пляс прямо в проходах, когда уж очень забористо играли гармонисты. Этим-то и отличаются фестивали гармонистов - здесь все свои: и на сцене, и в зале.

ЗАВОЛОКИН


Геннадий Дмитриевич сыграл немалую роль в судьбе Вавилова. Он, например, пригласил его на самый первый в жизни Николая фестиваль в честь 90-летия сибирского музыканта Ивана Ивановича Маланина. Это было в 87-м году.

С легкой руки Заволокина и на Алтае прижились фестивали гармонистов. Это после того, как они с Вавиловым проехали по краю и убедились, что и гармоника жива, и любовь к ней в народе не угасла. "Хватит вам на барахолках людей забавлять, надо серьезным делом заняться", - сказал Заволокин. Вот Вавилов и занялся.

Кстати, с Заволокиным он познакомился случайно. Был в гостях у друга, тоже заядлого гармониста, которому Николай Николаевич показывал две гармошки (не хвастал, а делился радостью), -разговорились про Заволокина. "Да поехали к нему!" - предложил друг. Так они познакомились и подружились. К тому времени о нем уже знали все, потому что передачей по ЦТ "Сибирская гармонь" Геннадий Дмитриевич "открыл" россиянам гармошку.

Только заволокинские передачи со временем злую шутку сыграли над гармонистами - чем популярнее они становились, тем труднее было приобрести гармошку, потому что цены подпрыгнули на недосягаемую высоту. Даже никудышный, по мнению хорошего гармониста, инструмент в магазине стоит тысяч пять, но только такую гармошку и "дровами" не назовешь. Настоящая, изготовленная мастером, стоит не один десяток тысяч. У Вавилова - настоящая, он ее называет "моя красавица".

ДАЙТЕ В РУКИ МНЕ ГАРМОНЬ


Про гармошки Вавилов знает все, это только дилетант может думать, что все они одинаковые, на самом деле гармошки, как люди. У каждой не только свое лицо, но и голос, и характер. И, как у людей, у каждой свои "национальные" особенности: тулки, вятки, черепашки, кириловские, ливенские, рояльные, концертино... Саратовские, например, с колокольчиками. Однорядки с русским строем на стяжку один звук дают, на растяжку-другой, а у "хромки" что туда, что сюда - звук одинаковый.

Когда-то у Вавилова была целая коллекция гармоней. Одна краше другой, но не хватило терпения сохранить ее. Что места в квартире мало, думаю, это был только повод, чтобы определить инструменты в хорошие руки. Они должны играть, а не молчать. Потому и расстался с коллекцией с легкостью: "чтоб люди играли!"

Все гармошки из заволокинской передачи "Играй, гармонь" прошли через руки Вавилова. Менять их не боялся и не жалел. "Как можно на одной гармошке три недели играть?" - так шутит не только он, так считают многие гармонисты.

Моду на заказные инструменты в крае завел опять же Вавилов. Он первым привез из Горного в 86-м году гармонь, изготовленную Дмитрием Коньковым, лучшим мастером в России. Его инструменты отличаются легким звуком. Игрывал Вавилов и на моторинской, и на хорошиловской. Эти мастера из Тулы. Но тот инструмент, на котором играет Вавилов сейчас, похоже, прижился у него надолго. Стоило, видимо, сменить 66 гармошек, чтобы остановить свой окончательный выбор на этой. Ее изготовил тульский мастер Александр Маврин - молодой, но уже авторитетный среди музыкантов.

ИЗМАЙЛОВСКИЙ "ПЯТАЧОК"


Как мастеров, так и музыкантов гармонисты знают по имени-отчеству и никогда не упустят возможности познакомиться лично друг с другом. В Москве, в Измайловском парке, есть заветный "пятачок", где по воскресеньям собираются гармонисты. Никто уже не помнит, сколько лет этому "пятачку". Говорят, когда-то была на этом месте деревня. Ее уже нет, а традиция "посиделок" осталась. Вавилов там считается своим человеком. В какой-то год там девять раз побывал. А однажды с курорта, из Юрмалы, на два дня раньше уехал, только чтоб завернуть в Измайлово. Вот уж где русский дух обитает! Со всей России гармонисты съезжаются. У каждого свой "фирменный" наигрыш: в Тамбове - "Канарейка", в Рязани - "Страданья", в Воронеже -"Матаня", а на Алтае - "Подгорная". Вавилов играет все, да как! Чуть тронет кнопочки - ноги сами в пляс просятся. По такой игре на "пятачке" и узнают настоящего мастера. На фестивале в Коломне, куда съехались лучшие фольклорные ансамбли России, девки ходили за нашим Вавиловым как приклеенные и петь желали тольк о с ним.

Почти все мастера - гармонисты почему-то самоучки. Но зато уж и неповторимы. У каждого свой "кураж" - инструментом владеют виртуозно, играть могут заковыристо: и держа гармошку и задом наперед, и за спиной, и вверх ногами.

Вавилов тоже самоучка. На полном серьезе уверяет, что маленьким на полене играл. Когда гармошку купили, учился играть в поле, когда помогал деду пасти коров.

ЕСЛИ Б ГАРМОШКА УМЕЛА...


Сколько баек бы она могла рассказать. Вот и у Вавилова есть свои сокровенные. Например, о том, как они с Заволокиным собирались подарить гармошку Саддаму Хусейну, когда в середине 90-х годов ездили в Вавилон на VI Международный фестиваль народного творчества. Настроились на самого Саддама, а вместо него приветствовать гостей Ирака вышел его брат. Да не один, а в сопровождении автоматчиков.

Но гармошку какому-то арабу они все-таки подарили. Он был несказанно рад.





Премьера рубрики


Читатели привыкли уже, что мы охотно пишем о заезжих знаменитостях, торопимся взять у них интервью: здесь, на гастролях, столичные звезды, как правило, становятся ближе, проще и доступнее. Гораздо реже пишем мы о тех, кто радует нас, греет душу своим талантом каждый день - о своих, доморощенных звездах. Между тем среди наших земляков, увлеченных самодеятельностью, очень много людей по-настоящему талантливых, неординарных. Сегодняшним материалом о Николае Вавилове, вошедшем в "золотую десятку" гармонистов России, мы начинаем большую серию публикаций под рубрикой "Своя звезда". Мы будем рады, если читатели помогут нам и подскажут достойные, на их взгляд, имена.

4 марта 2003г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://www.ap.altairegion.ru/058-03/9.html

Войдите чтобы комментировать