Печать
Просмотров: 9109

Прошлый год стал юбилейным для народного ансамбля «Русская гармонь» из Сыктывкара. На протяжении уже двадцати лет участники коллектива радуют жителей города своей неповторимой игрой и азартом исполнения народных песен. Но сегодня от них все чаще можно услышать: где же самородки земли Коми? Ведь участники ансамбля уже не молоды, а пополнения в их рядах нет. Не хотят молодые идти им на смену.



В один год с гармонистом, тонким ценителем народной музыки, композитором, народным артистом России Геннадием Заволокиным, основавшим в 1986 году передачу «Играй, гармонь», талантливые самородки в Сыктывкаре организовали ансамбль «Русская гармонь». Собравшись по инициативе заведующего отделом культуры городской администрации Геннадия Федосеевича Вокуева, гармонисты сразу расположили к себе всех жителей города. Руководство ансамблем взял на себя заслуженный работник РК композитор Гелий Сергеевич Кочанов. Репертуар коллектива в то время наполовину состоял из музыкальных произведений Г.Кочанова, написанных на стихи коми поэтов. Уже в 1989 году коллектив получил звание народного. А сегодня без ансамбля немыслимо ни одно массовое гулянье в городе, начиная с Масленицы и заканчивая новогодними праздниками.

Старожилов ансамбля Бориса Васильевича Голованова и Льва Павловича Ханова-Кутузова поклонники творчества «Русской гармони» очень любят и ценят. Борис Васильевич не расстается с гармонью уже больше полувека. «Мать у меня певучая была», – вспоминает он о том, как начинал свой творческий путь. А научился маленький Борис играть на гармони, глядя на соседского мужика-гармониста и повторяя за ним движения пальцев. Знаменитому «пензенскому наигрышу», который Васильич исполнил на съемках программы «Играй, гармонь» и за который получил диплом II степени и благодарность российского центра «Русская гармонь», он также научился от этого самого самородка у себя на родине, в Пензенской области. В Коми Борис Васильевич всю жизнь проработал на мебельной фабрике. Знакомство с Гелием Сергеевичем Кочановым вновь привело его к любимому инструменту. Голованов стал участником ансамбля «Русская гармонь». В июле прошлого года коллектив участвовал в фестивале «Завалинка» в селе Выльгорт, где Борис Васильевич получил специальный приз из рук солиста группы «Белорусские песняры». Удивительно, что Голованов исполняет больше тысячи наигрышей, не зная при этом ни одной ноты! Сам признается, что, сыграв мелодию, вряд ли повторит ее точно так же. Позже Борис Васильевич привел в коллектив свою супругу Галину Никитичну. Вместе они создали замечательный семейный дуэт, который принимает участие как в городских, так и в российских конкурсах.

Накануне нового 2008 года в Сыктывкаре состоялось шествие Дедов Морозов. Мне было удивительно видеть, как один из них шел впереди всех и лихо отыгрывал на гармони. Им оказался Лев Павлович Ханов-Кутузов. У него с Борисом Васильевичем есть совместные вариации на тему русских народных песен. Вряд ли кто-нибудь еще в городе их так сымпровизирует!

С 2005 года ансамбль «Русская гармонь» расположился в Центре досуга и кино «Октябрь», и с этого времени руководит ансамблем Владислав Николаевич Акишин. Вместе с директором центра Илиной Мирошниченко они делают все, чтобы ансамбль жил. Увы, уходит гармонь из жизни современного человека. Незнакомо молодое поколение с уличной певуньей и зазывальницей. Если раньше в ансамбле «Русская гармонь» было семь гармонистов, то теперь их осталось всего четверо… Но Владислав Николаевич не сдается, повсюду ищет самородков. Одного из них – Евгения Перевозчикова ­ он заметил в одном из городских коллективов и пригласил к себе. Несмотря на свой молодой возраст, Женя легко вписался в коллектив, со всеми нашел общий язык. Хотя он работает и растит двоих детей, но находит время, чтобы приезжать на репетиции и участвовать во всех концертах «Русской гармони». Сегодня у него собственный большой репертуар. Самое удивительное, что до того, как Женя пришел в ансамбль, он никогда не играл на гармони.

По словам Владислава Николаевича, любого можно научить играть на гармони, ведь это мастерство, которое передается «из пальца в палец». Он добавляет, что готов вкладывать свои знания и опыт в любого человека, который придет в ансамбль, было бы желание у самого ученика.

Лилиана ЭЙХМАН.
Газета "Республика" 24 января 2008 года
http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/5545

Войдите чтобы комментировать