Печать
Просмотров: 10353

Елецкую рояльную я впервые услышала при весьма необычных обстоятельствах. Дело было в Липецке. Мы с родственниками ехали в городском троллейбусе. В руках у дяди Толи была рояльная гармошка. Взял он ее в руки да вдруг как заиграет! И сразу атмосфера в троллейбусе переменилась. Люди заулыбались, словно оттаяли от своих невеселых мыслей. А женщина-водитель еще и попросила: «Мужчина с гармошкой, сядьте, пожалуйста, вперед и спойте что-нибудь».



Тут мои родственники осмелели, и тетя Варя затянула тонким пронзительным голосом:
Сыграй, Толя, сыграй, радной,
Мы с табой старонки адной.

Дальше дядя Толя сочинил, видно, на ходу:

Гармоница, играй чашша!
Няхай слыша Москва наша!

Один пассажир говорит: «Я уже три остановки лишних проехал. Выходить не хотелось: давно гармонь не слыхал. Спасибо вам!»
Я была в восхищении. Ничего подобного раньше не слышала. Поразило все: мощное звучание гармошки, «кружевная» игра гармониста, неожиданно звонкое пение частушечницы — все эти компоненты соединились в единую музыку. Но больше всего тронуло в исполнении непосредственность и умение с помощью простой двухстрочной частушки передать свои чувства и мысли.
Этот эпизод сыграл важную роль в моей жизни. После окончания Саратовской консерватории я вернулась в родной Липецк и стала интересоваться народной музыкой Верхнего Дона. Записывала в деревнях все, что из прошлого дошло до наших дней: песни, частушки, наигрыши на балалайке и гармошке. Выяснилось, что наша земля богата прежде всего традицией инструментальных наигрышей и разнообразием частушечных форм. Неповторимый колорит верхнедонским частушкам придает сопровождение на елецкой рояльной.
Елецкая рояльная — особая гармонь, «многоголосая». Каждая нотка — три, четыре голоса. Потому и звучит, как орган. В отличие от всех других гармоник мех здесь нужно тянуть правой рукой.
Мне посчастливилось слышать и записывать игру многих талантливых гармонистов.
Самое сильное впечатление произвела на меня игра Афанасия Ивановича Матюхина, который имел исполнительский талант, что называется, от Бога.
Родился А.И. Матюхин в деревне Круглое Становлянского района Липецкой области в 1929 г. в семье потомственного кузнеца и искусного гармониста Ивана Матюхина. Он и купил первую гармонь. Это была «венка». С ней Афанасий пошел «по свадьбам гулять, по вечёрам». Было тогда юному гармонисту 12 лет.
После женитьбы Афанасий Иванович жил с семьей в Ельце, работал шофером. Все выходные проводил на свадьбах с гармошкой. Всякой ли жене понравится такой непоседливый муж? Увезла его Вера Иосифовна в далекую деревню Пальскую — подальше от суеты и от веселья, поближе к земле. Но ценители народного искусства не потеряли его из вида: не проходила и неделя, чтобы кто-нибудь не приехал к гармонисту послушать и записать его игру.
Когда впервые в январе 1996 г. я попала в гости к Афанасию Ивановичу, то сразу поразило его умение играть одинаково виртуозно на разных по конструкции гармошках. Сначала он поиграл на «саратовке», потом на «венке», затем на «хромке» и, наконец, достал «роялку».
Гармонисты знают, что игра на каждой из них имеет свою специфику. Если гармонист играет на «хромке», то не владеет «роялкой», и наоборот. Здесь же увидела своими глазами ранее не виданное и услышала неслыханное: он мог играть один и тот же наигрыш на разных инструментах и при этом чувствовать себя одинаково комфортно.
Понимая, что в первую очередь меня интересует местная гармонь, Афанасий Иванович сказал: «Будем прославлять елецкую. Но они у нас отличаются. Люди ведь тоже разговаривают по-разному: в деревне Круглое — так, на Буниной — этак, в Пальском — по-другому. Вот и гармонисты играют по-разному: у каждого свой вкус. А в том и смысл, и красота. Если будет одинаковым любой наш плясовой наигрыш — кому он понравится?»
Имея тонкое музыкальное чутье, образно и метко говорил Афанасий Иванович о характере звучания разных рояльных гармошек: «Есть музыкальная гармошка, а есть крикуха. Она кричить, она звонкая, хорошая гармонь, но у нее нет жалости... Есть музыкальные, эластичные. Берешь — она плачеть. А эта — рьяная, уличная гармонь, такая, когда из одной деревни до другой слышно: вон, Афанасий Иванович идет, ревет! Та гармонь — мелодичная, она далеко не звучит, она звучит здесь, около сердца всегда. А гармонь-крикуха прям к чужим отправляется...»
После такого рода суждений Афанасий Иванович всегда играл. Увлеченно, самозабвенно, сливаясь со своей гармошкой в единое целое. Казалось, что он создан для гармошки, а она — для него. Гармонь нужна ему как воздух, как хлеб. Через нее он выражал себя и свою душу. Его не надо было просить поиграть, наоборот, его невозможно было остановить. Осознавая силу своего таланта, Матюхин старался все отдать слушателям, ничего не оставляя про запас. Он как бы выплескивал свой искрометный талант наружу.
В игре любого выдающегося музыканта невозможно провести грань между эмоциональным зарядом и техникой исполнения. Здесь все едино. Эту мысль наглядно иллюстрируют слова А.И. Матюхина: «Приду на базар, возьму любую гармонь, а у мине ее из рук рвут. Во, хороша гармонь! А у мине мандраж играет». (Под выражением «мандраж» гармонист подразумевает эмоциональный заряд.)
Искусство импровизации Афанасия Матюхина удивительно. Начав играть какой-нибудь наигрыш, он, кажется, может продолжать его бесконечно, нанизывая все новые и новые «колена» на основную нить музыкального развития. Например, в его «Барыне» я насчитала около 25 различных «колен».
Само собой разумеется, что искусство импровизации подкрепляется еще и феноменальной техникой игры на инструменте. Афанасий Иванович использует все приемы, штрихи, имеющиеся в арсенале народных исполнителей на елецкой рояльной. Двойные ноты, репетиции, дрожание мехом, сбивка ритма, игра в различных регистрах, использование объема всей клавиатуры гармошки и другие. Кроме перечисленных средств музыкальной выразительности есть еще один уникальный прием, о котором сам гармонист с гордостью заявляет: «Мой, матюхинский, перебор!»
Афанасий Иванович рассказывает: «Вот палец (мизинец, который гармонисты-роялечники называют четвертым, так как большой палец правой руки продевается в ременное ушко и используется для растягивания меха. — К.И.), он не играет, он как бы в резерве, но его надо заставить, чтобы играл. Сейчас я вам перебор играл. Вот этот перебор вообще никто в мире не играет на этой гармошке, его и в помине нет. Я долго над ним сидел. Это мой, матюхинский... Я показывал его друзьям, гармонистам, очень хорошим гармонистам. Начинают они играть, но как доходят до определенного места — всё. Не могут перешагнуть. Не хватает у них пальцев, надо четвертый задействовать, а они тремя играют»...
В репертуаре гармониста встречаются общераспространенные плясовые наигрыши, сложившиеся в конце XIX века и развивающиеся до наших дней, такие, как «Сербиянка», «Цыганочка», «Яблочко», «Барыня», «Семеновна». Играет он и популярные песни: «Славное море — священный Байкал», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Ой, цветет кудрявая калина», «Дайте в руки мне гармонь», «На закате ходит парень» и другие.
Но особенно, на мой взгляд, интересны наигрыши, характерные для традиций Верхнего Дона: «Матаня», «Колчак», «Дед», «Сгони кур с конопей», «Пищулино», «Короткие страдания», «К ней», «От ней» («Заревая»), «Русского»...
Про уникальные в своем роде «Елецкие страдания» музыкант сказал так: «Эта у нас с самава прям парога, подымаисси, выходишь, и пашел вдоль диревни. Это у нас коронное страдание — длинное. «Елецкая» мы называем»...
У Афанасия Ивановича есть два внука — Илья и Костя. Они живут в Ельце и часто приезжают в гости к любимому деду. Он гордится ими. И есть за что: Илья недавно принимал участие в конкурсе юных музыкантов, проходившем в Елецком музыкальном училище имени Т.Н. Хренникова, и отмечен дипломом. А Костя — младший внук — участвовал в прошлом году в фестивале народного творчества Орловской области «Музыкальная весна». Мальчик занял первое место в младшей возрастной группе и получил диплом лауреата. Этот фестиваль был посвящен 50-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности композитора Евгения Дербенко.
Так от отцов и дедов передается молодым увлечение музыкой и, в частности, игрой на русской гармонике.
Во многих местностях верховьев Дона живут и развиваются исконно русские традиции игры на гармониках. Славятся этим Елец и Липецк, Задонск и Усмань, Доброе и многие другие города, деревни и села. В Задонске, например, сложился семейный ансамбль гармонистов Давыдовых.
А в Липецке вот уже 15 лет полнокровной жизнью живет клуб «Играй, гармонь певучая». В нем объединены 44 музыканта. В Ельце действует объединение гармонистов-роялечников. В том же Задонске в местной школе искусств образовалась даже специальная группа преподавателей, обучающая детей технике владения рояльной гармоникой. И сейчас уже многие массовые мероприятия — ярмарки, праздничные шествия, карнавалы и парады — в нашей Липецкой области идут в музыкальном сопровождении русской гармошки. А значит, замечательные традиции игры на любимом народном инструменте будут развиваться и дальше.

Кристина Иващенко,преподаватель музыкального училища г. Липецк
/2007-10-11 13:41:54/
Оригинал статьи расположен по адресу http://www.rustrana.ru/article.php?nid=4537

Войдите чтобы комментировать