Печать
Просмотров: 6396

Не потерять бы песню

При народе, в хороводе
Парень девушку обнял…


- сильный, сочный голос участницы художественной самодеятельности мечется по тесному залу, ему тесно в нем, ему бы на простор, в поле, на опушку леса. Зал затихает, соседка перестает жевать конфету – вся во внимании.



…Выросший, как и многие горожане, в селе, я так же внимательно слушал песни, которые частенько звучали в полях, где многие из нас, пацанов, помогали своим родителям. Собравшись на обед, они делились нехитрыми съестными припасами: кто ставил бутылку молока, кто - пяток картошек в «мундирах», кто - тройку сваренных яиц, пару головок лука… Управившись с едой, молча отдыхали. Потом кто-нибудь из нетерпеливых заводил:

По Дону гуляет, по Дону гуляет…

Глядишь, одна, другая начинают подтягивать:

По Дону гуляет казак молодой…

А то вдруг накатит на одну из них:

Во ку, во кузнице, во ку, во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы…


Закружатся бабёнки под плясовой мотив - только пыль из-под пяток. Ни одна деревенская свадьба, ни одна сельская вечеринка не обходились без «удалого Хаз-Булата», «шумевшего камыша» и «рябинушки».

Бываю и сейчас в селе, иногда и на свадьбу заскочу.

Не звучат в сёлах народные песни, не поются. Да и вечеринки и свадьбы редки стали. На этих свадьбах, вечеринках хозяевами стали не русская гармоника или баян, а громкоголосые магнитофоны. Только и слышно: бум-бум-бах-бах! Вместо «матани» и «страданий». «Забухали» мы народную музыку, русскую песню.

Нечастой гостьей стала она в сельских клубах и избах, в городских квартирах. Очень редко звучит по радио и телевидению. И порой в такой обработке, в такой аранжировке, что русским духом та музыка и не пахнет.

Многие из нас, «простолюдинов», обрадовались передаче «Играй, гармонь». Она стала любимой у простого народа, но показывают её всего один раз в неделю. Она выявляет народные таланты, народных музыкальных самородков. Очень жаль, что таких передач мало.

Многие из нас смотрели последний Новогодний концерт. Почти за четыре часа экранного времени прозвучала всего одна-единственная русская песня: «Ох ты, зимушка-зима…» Ничего не скажу: исполнена хорошо, по-русски, с размахом. Для иллюстрации зимы летали по сцене снежинки -длинноногие девицы с еле-еле прикрытыми женскими прелестями выше и ниже талии, спереди и сзади. Ну никак не вписывались они в мелодию песни, в её напевность!

…А девчонке стыдно стало.
Стала плакать и рыдать…


- звучит в зале. Исполнительница закрывает лицо руками, демонстрируя смущение девушки.

Тишина…

Слышно, как кто-то шуршит обёрткой конфеты. Сбоку, у входной двери, начинается какая-то возня, невнятный шум, резкий свист, топот ног. Юнцы четырнадцати-пятнадцати лет улюлюкают на песню. Они, наверное, и слышат-то её в первый раз.

Им нужна другая музыка – бум-бум-бах-бах…

Их кумирами стали патлатые, грязные, полуголые, увешанные побрякушками певцы и певицы, юродствующие перед обалдевшими зрителями…

Очень хочу, чтобы меня поняли правильно. Я не ратую только лишь за всё русское, не хочу умалять значения других национальных культур. Но горько и обидно становится за нашу молодёжь, которая в большинстве своём не знает, кто такие Шаляпин или Рахманинов, Репин или Кустодиев. А страдают-то именно эти пятнадцати-девятнадцатилетние.

У многих подростков я пытался узнать, кого они знают из исполнителей русских народных песен. Переглядывались, пожимали плечами… Имена Александры Стрельченко, Екатерины Шавриной, Людмилы Зыкиной были знакомы не многим. Только один сказал, кто такие Лемешев и Козловский. Зато оживлялись при упоминании поп-звёзд: Преснякова, Николаева, Леонтьева, Майкла Джексона.

У меня много лет возникает вопрос: почему в молодёжных программах речь идёт почти исключительно об отдыхе, о развлечениях? От чего отдыхать?

В защиту упомянутых программ обычно говорят, что они нравятся молодёжи. А значит, подростков можно вытащить к телевизору из подворотни и с лестничных клеток. Защитники масс-культуры уверены, что выступлениями поп- или рок-звезд можно заставить легкомысленного зрителя послушать и обсуждение важной темы, и серьезный репортаж.

Мои личные наблюдения не подтвердили эту теорию. У молодежного зрителя мгновенно падает интерес, и он уходит, как только услышит с экрана о работе завода, о земледелии. Многие из нас говорят, что не надо мешать молодёжи развлекаться так, как она хочет: мол, это со временем пройдёт.

Пройдёт, безусловно…

Не без потерь для этого поколения, для общества в целом, для нашей национальной культуры.

Нахожу в словаре это слово: «культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень развития этого общества.

Да, наше общество хранит и создаёт материальные ценности. А вот можно ли то же сказать о духовных ценностях, о нашей нравственности?

Мы теряем их.

Издавна русский народ славился своей культурой, своей высокой нравственностью. Считалось большим грехом обидеть слабого, нагрубить старшему, остаться по доброй воле безмужней.

В тяжелый, голодный 1921 год корреспондент одной из шведских газет задал один и тот же вопрос пятистам женщинам Курской губернии: могут ли они ради спасения от голода себя и своих близких торговать собой, стать «продажными»? Только одна согласилась на это. Остальным – лучше голодная смерть, чем такой позор.

А сейчас? Более миллиона отказных детей-сирот - при живых родителях. В военное лихолетье мы не имели столько!

Где, когда мы упустили нормы нашей нравственности, нашей морали? В школе учат любить русский язык, русскую литературу, «проходят» историю русского государства. Учить же этике и культуре поведения, общения друг с другом, узнавать и любить свою национальную культуру, послушать и рассказать о русской песне или музыке, научить любить их – на это времени не находится.

Не стал я музыкантом, художником, писателем, но всю жизнь буду помнить свою первую учительницу Веру Петровну Пояркову. Это она привила мне любовь к чтению, научила разбираться в живописи, музыке. У нее была хорошая личная библиотека, много открыток-репродукций знаменитых полотен. Это она нам, восьми-, десятилетним мальчишкам, читала Пушкина, Гоголя. Помню, как я был потрясен тургеневскими «Певцами», которых прочитала нам в классе Вера Петровна

Много я перечитал русской классики, но «Певцы» у меня - самые-самые любимые.

Согласен, что не все педагоги обладают «божьей искоркой», но прививать уважение к национальной культуре, к обычаям, к песне, надо, наверное, не со школьной скамьи, а уже с ясельного возраста, с детского сада. Увы, на это зачастую не хватает времени, а порой - и умения.

Почему бы не проводить факультативно беседы о русских певцах, послушать в записи русские песни в исполнении Шаляпина, Лемешева, Козловского? В школе очень много времени отводится разбору произведений русских классиков, но о их современниках-композиторах – Чайковском, Бородине, Мусоргском, художниках Брюллове, Айвазовском, Иванове – вскользь, шепотком.

А они – гордость нашей национальной культуры, часть нашей российской истории, так же как часть нашей истории – знание своей родословной.

Люди старшего поколения помнят: во многих сельских избах и в городских квартирах в 30-е и 40-е годы на стенках, в застекленных киотах, можно было увидеть фотографии хозяйских прародителей до третьего-четвертого колена.

…Положив руку на плечо бородатого мужика испуганно смотрела в объектив фотоаппарата чья-то бабушка. Картинно выставив ногу в хромовом сапоге, опираясь на шашку «наголо», в компании своих сослуживцев стоял прадедушка…

Вместо подслеповатых хатенок в селах стоят теперь многокомнатные дома, вместо коммунальных комнатенок - отдельные квартиры с современными интерьером и мебелью. Но уже не находится места для старых фотографий - не вписываются они в моднющий интерьер.

Висят только на запыленных стенах увитые расшитыми рушниками увеличенные фотографии у солдатских вдов. Как-то уж не вяжется на одной фотографии двадцатилетний муж и пожилая жена в платочке шалашиком.

Молятся и по сей день на икону в углу солдатские вдовы, посылая просьбы Богу за упокой души убиенного воина Андрея или Павла. А многие так и не верят в смерть ближних и просят послать здоровья воину Ивану или Николаю.

Все меньше и меньше остается на земле солдатских вдов. С их уходом в «мир иной» начинают забываться имена наших прабабушек и прадедушек.

На одной из встреч с молодежью спросил, кто может назвать своих родственников второго, третьего колена. Немногие могли ответить на этот «каверзный» вопрос. Находились смельчаки, но после вопросов, кто из родственников где воевал, какие имеют государственные награды, кем работали, – стыдливо молчали.

А очень жаль.

С родословной, со знания своих прародителей начинается наша культура, наши песни, наши обычаи и обряды, передача их из поколения в поколение. Отрадно, что вместо Эдиков и Рудиков, Эльвир начали звучать в молодых семьях имена Катерин и Машенек, Петров и Кириллов.



Многое делается у нас, в Воронеже и области, - крае известных русских песенников Митрофана Пятницкого, Константина Массалитинова, Марии Мордасовой, - для популяризации народной песни, народных обрядов. Есть известный на весь мир Воронежский русский народный хор. Да вот беда: в Воронеже он бывает очень редко. По молодости часто бывал на его концертах. Он мог выступить в заводском Дворце культуры, на площадках городских парков.

Вот уже более двадцати лет не могу попасть на его концерт. Уж очень редко он бывает у себя на родине.

А жаль…

Пытаются стать хранителями русского народного творчества, русской народной песни самодеятельные коллективы при Дворцах культуры.

Более полувека существует самодеятельный народный хор «Купава» при Дворце культуры Воронежского завода имени Коминтерна. Его выступления слушали со сцены Кремлевского Дворца съездов, русской песней он радовал жителей Германии и Польши. А вот в наши «рыночные времена» - на положении бедного родственника: кто где приютит. Заводской Дворец культуры стал частным предприятием – отказал «Купаве» в праве проводить на его площадях спевки и репетиции. Бывает, ставят они концерты на открытых площадках, поют забытые любимые песни. Душевно льется неторопливая русская мелодия, даря людям праздник, радостное настроение.

Жаль только, что эти самобытные коллективы мы очень редко видим.

Пора бить во все колокола в защиту нашей русской песни, русского танца, русского обычая, русской культуры. Надо верить и знать, что богата наша русская земля народными талантами, хранящими исконные национальные песни, сказания, пословицы, поговорки, русское слово.

Помнить об этом и не забывать.

• • • • •

Исстари на Руси при большой беде звонил колокол – церковный или набатный. Звал он народ к объединению, к общенародному отпору надвигающемуся горю, к объединению против надвигающейся беды. Да беда-то наша в том, что посбрасывали мы колокола!..

Сейчас колокола снова стали отливать.

Многопудовые…

Не опоздали ли мы?

Автор: Василий Шишлов
Источник: «Воронежская неделя», № 35 (1916), 02.09.09г.
Дата: 02.09.2009 06:33:33

http://communa.ru/news/detail.php?ID=36124

Войдите чтобы комментировать