Печать
Просмотров: 6620

Алтайский гармонист приехал в Казинку

В июне прошлого года из Алтайского края Александр Ланин переехал в тербунское село Казинка. Говорит, что давно мечтал об этом, поскольку в его родном городе традиционная культура умирает, поклонников гармони мало, а в Центральном Черноземье ее любят.
Сейчас Александр, один из ста лучших гар­монистов России, работает в культурно-спортивном комплексе, в свободное время делает гармони.

Родился он в Барнауле. Отец был слесарем-лекальщиком на оборонном заводе, мама всю жизнь работала врачом-стоматологом. Маленький сын с раннего детства мечтал, чтобы ему купили гармонь. Родители желание исполнили. Оказалось, у мальчика идеальный слух, хотя играл и играет до сих пор без нот. Уже в десять лет одаренного Сашку пригласили сыграть на свадь­бе. Сколько было потом свадеб, корпоративов, дней рождений, конкурсов, фестивалей…

Идеальный слух

После девяти классов по настоянию родителей пошел учиться в строительный техникум. Позже окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств, кафедра хорового дирижирования.

За короткое время стал известным гармонистом, выступал на различных мероприятиях, участвовал в известном телепроекте «Играй, гармонь!».

— В детстве я не пропустил ни одной передачи с Геннадием Заволокиным. Этот человек вызывал большое уважение, поскольку ездил по селам и деревням нашей страны в поисках самородков, виртуозных гармонистов. Он действительно раскрывал таланты. Но познакомиться с ним так и не довелось. Геннадий Дмитриевич в 2001 году попал в смертельное ДТП. Позже меня пригласили на программу его дети Анастасия и Захар, которые продолжили дело отца, — рассказал Александр.

Эта встреча стала началом крепкой дружбы с Российским центром «Играй, гармонь!». Тогда наш собеседник познакомился с профессионалами из разных уголков страны. Началась гастрольная деятельность. Вместе с коллегами объездил всю Россию, побывал в Чехословакии, Голландии, Германии, Турции. Трижды выступал в Кремле.

Ланин досконально знает историю появления и популяризации гармони в нашей стране. Ведь в недалеком прошлом ни одно застолье не обходилось без гармошки.

Дорогая коллекция

Александр уже много лет коллекционирует гармони и баяны. Их сейчас у него около 50. Только малую часть он привез с собой: какие-то покупал сам, другие приносили люди, зная, что инструменты будут в надежных руках.

Есть у него гармонь 1910 года выпуска мастера Степана Скобелина, она после реставрации. Есть и трофейная немецкая гармонь 1940-х годов фирмы HOHNER. Она попала к Александру из оркестра «Сибирь». А в коллектив ее принесла женщина, отец которой прошел Великую Отечественную войну. В семье относились к гармони как к реликвии, поэтому она отлично сохранилась, от современной простой обыватель и не отличит. Рядом стоит гармонь той же фирмы, ее Ланин купил в Германии будучи на гастролях в 2004 году. Она чуть меньше по размеру своей «родственницы» военных лет.

Есть среди гармоней и сделанная в Задонске. Еще один ценный экземпляр — баян, собранный в 1930 году сибирским мастером Алексеем Гороховым. На нем даже есть портретное фото мастера. По словам собеседника, баян нуждается в реставрации, а это ювелирная работа, поскольку иногда легче собрать новый инструмент, чем починить старинный.

Еще именитый, теперь уже тербунский виртуоз продемонстрировал свое мастерство на маленьких акробатических гармониках. Казалось бы, как может звучать инструмент размером чуть больше спичечной коробки? Еще как может! Звук похож на свист или щебетание птиц. Да и вообще на любой гармони — будь то кнопочная, «однорядка», елецкая рояльная — сыграет так, что душа у русского человека тут же развернется!

Любимое дело

Александру всегда хотелось не только играть на музыкальных инструментах. Он мечтал когда-нибудь дойти до такого высокого уровня, чтобы самому изготавливать гармони. Эта мечта сбылась, сейчас все свободное время посвящает этому делу и говорит, что счастлив, поскольку создает нечто уникальное, особенное.

Показал свою мастерскую, под которую оборудовал комнату в доме. Там много различных инструментов, в том числе вырубной штамп. Сейчас такой, как уверяет гармонист, днем с огнем не найти. Есть специальный шкаф со множеством маленьких ящиков, где хранятся различные мелкие детали: шурупы, винтики, звуковые элементы. Каждый ящик подписан, все разложено аккуратно, у каждого предмета свое место.

Ланин уже сделал около десяти инструментов. На каждом выгравированы инициалы АЛ. Сейчас работает над двумя заказами — кавказской гармоникой и азербайджанской гармонью. Представьте себе, один инструмент делается в течение года! Но если человеку это приносит радость, времени не жалко.

В Барнауле у Александра Юрьевича остался ученик, который продолжает его дело, в том числе хранит гармони из коллекции мастера. С ним написано несколько исследовательских работ о разных видах гармони, известных некогда мастерах.

— Мы с учеником как-то подсчитали, что если заняться реставрацией всей коллекции, то жизни не хватит, ведь на эту работу уходит почти столько же времени, как и новую собрать, если не больше. То есть понадобится 50 — 60 лет, — рассказал Александр Ланин. — Уверен, народное творчество должно жить. Талантливых гармонистов осталось не так много, поэтому нужно у них учиться, ведь гармонист — носитель традиций своего народа. Только под звуки этого музыкального инструмента, который на протяжении долгих лет был с человеком и в горе, и в радости, можно понять, что гармонь — душа России!

Источник

Войдите чтобы комментировать