Никогда не видел столько беззвучных гармоней в одном месте. Будто все гармонисты Вятки собрали свои, дедовы и отцовы хромки, тальяночки, двухрядки, “азиатки”, прибавили к ним баяны, аккордеоны и отнесли в Приказную избу. За ненадобностью? Да нет, на погляд.

В  Приказной избе с некоторых пор с экспозицией “Вятские народные художественные промыслы”  соседствует выставка “Гармошки звонкий голосок”. И гармони, представленные на ней, не такие уж беззвучные. Недавно приходили на экскурсию ветераны да так плясали под задорные наигрыши, что смотрители музея всерьез беспокоились, как бы не потрескались витрины, не попадали с полок и столов гипсовые статуэтки, дымковские игрушки, фотографии и другие бесценные экспонаты, дополняющие общую картину развития гармонного промысла на Вятке... Всем известно, что пошла вятская гармонь из Истобенска, что смастерил первую “вяточку” Данила Нелюбин. Вот только мало кто представляет, как вы­глядел мастер. Пробел этот мог бы устранить портрет  Данилы-мастера, открывающий выставку. Но выполнен он не очень профессионально,  и поначалу даже кажется, что изображен на нем монах, опирающийся на посох. А приглядишься - и видишь: на край гармони опирается человек, запечатленный на портрете, выполненном почему-то в зеленоватых тонах... Ну да бог с ним, с портретом. Куда интересней  сама гармонь, сработанная Нелюбиным. Вот она, за надежным стеклом - золотые планки, кнопочки на клавишах из ольхи, отреставрированные меха и подпись: “с. Истобенское Орловского уезда, 1870-1873. Мастер Нелюбин”. Она же на рисунке 8-А - эскиз, чертеж, набросок - называйте как хотите. Но представление о том, как развивалась мысль мастера от проекта до исполнения, что задумывалось и что получилось, дано полное... А маленькие гармошки-концертино - с такими Николай Бандурин появляется в юмористических передачах телеканала “Россия” - предисловие к рассказу о династии Сунцовых, старший представитель которой смастерил английское концертино для Парижской выставки, а младший спорил с фирмой Циммермана, доказывая, что строй у фирменных гармоней не тот. Да так убедительно спорил, что пригласили его фирмачи на работу к себе. Только он отказался. Че, говорит, я поеду, у меня в родной деревне Заполица Кстиниского уезда столько дел. И личное клеймо опять же: “Сунцов и сыновья. Вятка”. Звучит... Среди баянов, представленных на выставке, выделяется один, в окружении плакатов времен Великой Отечественной войны. У него своя история: говорят, делали его по заказу ставки Верховного Главнокомандующего, а играл на нем в минуты передышки сам маршал Жуков... Да, славились, вятские гармони и баяны, ценились так, что в торговых рядах Верхнего рынка, где эти музыкальные инструменты продавали в довоенные годы, даже упреждающие объявления вывешивали: “Торговля другими предметами воспрещается, штраф до 100 рублей. Основание -  обязательное постановление №22 президиума Вятского городского совета 9/ХI.1931 года”. И производство было поставлено на широкую ногу: сначала была артель “Спартак”, потом Ганинская гармонная фабрика, потом Кировское объединение по производству музыкальных инструментов. Куда все делось? Теперь и профессий таких никто не знает: полировщица корпусов, сборщица левых механизмов баянов “Мелодия”, облицовщица целлулоидов... В 2000 году перестали выпускать в Вятке гармони и баяны. Но, вступив в ХХI век, без собственного производства этих музыкальных инструментов,  без задорных наигрышей и плясовых наша область не осталась. Проводятся  районные и областные праздники “Играй, гармонь!”, действует областной  клуб “Вятская гармоника”, пропагандируя народную музыку так, что скоро и выставочные экспонаты в дело пойдут... Николай ВАСИЛЕВИЧ, "Вятский край"

Войдите чтобы комментировать