Николай Горенко

Николай Горенко - Заслуженный артист Кубани, замечательный гармонист-виртуоз Николай Горенко.

Мастер эстрадной миниатюры, удачно создающий яркие сценические образы, из года в год выступает перед публикой в самых различных музыкальных стилях и жанрах. В его репертуаре – любимая народная музыка, эстрада, классические произведения. В нем великолепно сочетаются талант музыканта с многоплановыми способностями артиста эстрады. В течение 26 лет задорную гармонь Николая Горенко слышали в составе концертных программ тысячи сочинцев и гостей нашего города. Николай Иванович много лет входит в «Золотую десятку» гармонистов России, виртуозно владеет игрой на тульской, ливенской, саратовской, елецкой рояльной и других видах гармони. Наиболее яркие произведения в исполнении персонажей, в которые искусно перевоплощается Горенко: «Волжская рапсодия», «Закарпатские напевы», «Кубанская залихватская», «Черноморский вальс», «Концертная сюита в 3-х частях» для ливенской гармони, «Дальневосточная партизанская», концертная фантазия «Русская гармонь» и другие. Музыкант исполняет концертные программы с Государственными оркестрами России, принимает активное участие во многих Всероссийских и Международных фестивалях. В 2005 году в рамках Международного фестиваля гармони в Москве солист Сочинской филармонии стал обладателем кубка «Золотая Ника».



- Вы много гастролировали по России и за рубежом. В различных творческих составах выступали с концертами в Афганистане, Монголии, на Кипре, в Финляндии, Англии, Швеции, Турции, Италии. Страна, которая произвела на Вас наибольшее впечатление?

- Безусловно, Англия. Я был там неоднократно, в составе разных творческих групп. Вспоминается Оксфорд и Челтнем, как называют город-побратим Сочи Челтенхэм в самой Англии. Меня больше всего поразили действительно аристократические манеры англичан, их уровень воспитания и культуры.

- Ваша творческая биография началась в Сочи?

- Да, я сочинец. В 1971 году закончил Детскую музыкальную школу №1 по классу баяна, поступил в Краснодарское музыкальное училище. В 1993 году стал Лауреатом международного фестиваля в Челтенхэме (Англия). В 2001 году принял участие в конкурсе-фестивале «Петропавловские ассамблеи гармоники» в Санкт-Петербурге, в 2005 году был награжден кубком «Золотая Ника» в Москве.

- Вы не останавливаетесь на достигнутом. Нам стало известно, что Вы недавно были в творческой командировке…

- Действительно, неделю назад я был в городе Орле на праздновании 130-летия Орловского музыкального училища и после этого был приглашен на Первую международную научно-практическую конференцию в Белгороде. В рамках этой конференции состоялся мой совместный концерт с известным композитором, Заслуженным деятелем искусств России Евгением Петровичем Дербенко.

- Вы создали целую концертную программу из персонажей разных стран и профессий, непременным атрибутом которых является гармонь…

- Создать такой концерт в одночасье просто невозможно. Он готовился в течение 7-8 лет. Для того, чтобы существовал такой концерт-спектакль нужно было не только подобрать репертуар, но и подготовить театральные костюмы. Прекрасно, что в нашем городе, в Сочинской филармонии работает театральный мастер Татьяна Георгиевна Перекатий. Надеюсь, что зритель еще не раз оценит ее мастерство, выраженное в костюмах артистов филармонии. Концерт 23 декабря состоялся при участии оркестра народных инструментов «Русский сувенир» под руководством Заслуженного артиста России Вячеслава Абрашкина, ансамбля казачьей песни «Любо», ансамбля «Кудрина», солистов Сочинской филармонии: Бориса Айрапетова, Екатерины Ефименко, Натальи Нечаевой. С моей стороны в спектакле представлены 11 музыкальных персонажей.

- Вы коллекционируете гармоники: есть ли среди них редкие экземпляры?

- Я собираю гармони со всей России уже более 20 лет. Попытался собрать именно русские народные инструменты, а не их зарубежные аналоги. Хотя интерес к этому инструменту есть в таких европейских странах как Франция, Италия и Германия. Все русские гармони собрать очень трудно. В моей коллекции пять систем. На инструменте каждой новой системы нужно учиться играть заново. Это как разные инструменты под общим названием. В коллекции гармошки-черепашки, ливенская, саратовская, елецкая рояльная, тульская гармонь.

- У вас есть любимая среди них?

- Возможности инструментов разные, в чем и своеобразие. На ливенской гармошке невозможно сыграть то, что можно сыграть на саратовской, и наоборот. В этом и есть секрет наших инструментов. Любимая моя гармонь – тульская. У нее широкие возможности, на ней можно легко исполнять музыку разных жанров. На сегодняшний день в коллекции все гармони достаточно редкие.

- ?

- Мы сейчас подошли к такому времени, когда в Саратове концертную гармонь заказать практически невозможно. Потому что мастера существуют только тогда, когда существует заказчик. А заказчика нет… И как результат - становится все меньше мастеров. Эта история повторяется и с ливенской гармонью. Ее изготавливают в Орловской области, в городе Ливны. Осталась там небольшая мастерская, но заказ гармоней так же проблематичен. Но, тем не менее, есть и положительные тенденции. По данным Тульской фабрики по изготовлению гармоней Татарстан и Башкирия закупают тульские гармошки большими партиями, там на этот инструмент просто небывалый спрос! У нас действительно удивительная страна!

- Вы хотите сказать, что пропагандистов народного творчества в России почти не осталось?

- Есть несколько авторов, которые пишут музыку для гармони. В Кемерово это В. Маркин, в Краснодаре – Василий Волченко. Но такого автора, как Заслуженный деятель искусств России Евгений Петрович Дербенко из Орла, просто не найти! И вряд ли в России в ближайшем будущем появится такой автор, ведь за свою творческую деятельность он сочинил более 500 произведений для гармони разных жанров! Евгений Дербенко руководит ансамблем «Орловский сувенир», превосходно играет на разных видах гармоней, гастролирует по многим странам Европы и Азии. Это первый в России профессиональный композитор, который посвятил себя и свое творчество всецело баяну.

- Вы много раз участвовали в замечательной телевизионной программе «Играй, гармонь!» и были лично знакомы с ее основателем и ведущим Геннадием Заволокиным.

- Нас связывала не только общая любовь к народному творчеству, но и многолетняя творческая и личная дружба. А впервые мы познакомились на сборном концерте в Театре эстрады, в Москве, в 1983 году. Тогда Геннадий Дмитриевич еще даже не задумывался над телепроектом, который буквально за несколько лет завоевал славу у россиян. Когда «Играй, гармонь!» стала культовой передачей, я участвовал в ней при записи программы в Лазаревском районе Сочи, в Краснодаре, в Новосибирске. Что это был за человек? Это был редкий человек, личность! Так всколыхнуть народное творчество, как это сделал Заволокин, смог только основатель оркестров русских народных инструментов, выдающийся музыкант и просветитель, живший и трудившийся более 100 лет назад, Василий Васильевич Андреев. У любителей гармони и профессиональных музыкантов в стране имя Геннадия Заволокина продолжает оставаться на устах. Сейчас его дело продолжают дочь и сын, они ведут программу «Играй, гармонь!», которая продолжает занимать ведущие места в рейтингах музыкальных передач.

- Будущее гармони?

- В нескольких городах стало проводиться обучение в высших учебных заведениях по классу гармони. Это происходит в институтах искусств Орла, Белгорода, Москвы. Высшее образование на этом инструменте ранее получить было невозможно, а теперь вот удается. И это большой шаг вперед, важный этап в подготовке будущих кадров для распространения и пропаганды гармонии по всей России.

- Гармонь для вас, это живое существо?

- В русской гармони удивительно сконцентрирована сущность нашей национальной музыки. Вероятно, поэтому гармонь так любима в народе. Гармонь – это не только наша история, это душа русского человека.

Беседовала Марина Еремина

"Сочинский бульваръ"
Оригинал статьи расположен по адресу: http://marinaeremina.narod.ru/gorenko.html