Семья Заволокиных

Семья ЗАВОЛОКИНЫХ
Ансамбль "Частушка"

Руководитель ансамбля: Геннадий Дмитриевич Заволокин.
Солисты: Анастасия Геннадьевна Заволокина, Валентина Михайлова, Наталья Соловьева, Галина Юдина. Участники ансамбля: Захар Геннадьевич Заволокин, Александр Дмитриевич Заволокин (Балалайка), Светлана Дмитриевна Заволокина, Владимир Смольянинов и др.



Семья Заволокиных: Геннадий Дмитриевич, жена Светлана, дочь Анастасия, сын Захар и зять Владимир.


Фото из архива Геннадия Заволокина

*

Биография Геннадия Заволокина
*

Сотворение гармонии. Феномен Геннадия Заволокина. Интервью журналу "Розмысл"

ЗАВОЛОКИН Геннадий Дмитриевич
Народный артист России, лауреат Государственных премий

Родился 18 марта 1948 года в таежном поселке Парабель Томской области. Отец - Заволокин Дмитрий Захарович (1913г.рожд.). Мать - Заволокина Степанида Елизаровна (1912г.рожд.). Супруга - Заволокина (Казанцева) Светлана Дмитриевна (1948г.рожд.). Дети - Анастасия (1974г.рожд.), Захар (1979г.рожд.).



Еще с детства судьба готовила Геннадия Заволокина к творческой жизни. Именно в сибирской глубинке, среди песенного и талантливого народа начинал формироваться его талант. Конечно, многое он получил от своих родителей. "Сколько себя помню, - вспоминает Геннадий Заволокин, - родители всегда пели. Умели творить музыку". Они-то и привили своим детям любовь к музыке, народному творчеству, гармошке. С первой подаренной отцом гармошки и началась у Геннадия и его брата Александра Заволокиных большая дорога в музыкальный мир.

После окончания школы Геннадий Заволокин поступил в Новосибирское музыкальное училище на отделение народных инструментов (1964-1968), а в 1984 году окончил Московский институт культуры. За годы учебы он освоил сразу несколько инструментов - к умению игры на гармони и баяне добавились домра и балалайка. Но любимым инструментом артиста все равно оставалась гармошка.

После училища Геннадий Заволокин несколько лет работал баянистом в Сузунском русском народном хоре. Затем активно концертировал один и вместе с Александром.

В 1987 году Геннадий Заволокин создал и по сей день возглавляет ансамбль "Частушка". За эти годы ансамбль провел тысячи концертов по всей России и за ее пределами, собирая многотысячные аудитории благодарной публики. Сохраняя многовековую культуру и традиции народного творчества, ансамбль тем не менее не живет старым запасом, а постоянно обновляется. Приходят новые артисты, приносят новые замыслы. Этот сплав и позволяет коллективу держать высокую планку. Много времени ансамбль проводит в студиях. В творческом багаже ансамбля уже более тридцати часов записей, около 15 компакт-дисков, аудио- и видеокассет. В составе ансамбля участвуют и дети Геннадия Заволокина - Анастасия и Захар.

Геннадия Дмитриевича Заволокина по праву называют "первым гармонистом России". В нем счастливо уживается не только незаурядный талант музыканта и композитора, но и настоящего подвижника народного творчества. Свидетельство тому - любовь миллионов благодарных слушателей и зрителей во всех уголках России.

В 1986 году на телевидении появился цикл передач "Играй, гармонь!". За годы существования программы ее героями стали сотни профессиональных и самодеятельных музыкантов и коллективов - певцов, гармонистов, балалаечников...

С первых же выпусков передача завоевала любовь многочисленной телеаудитории и стала одной из самых популярных на телеэкране. Естественным желанием авторов цикла было привнести в каждый выпуск передачи что-то новое, необычное, поднять новый пласт народной культуры. Наверное поэтому, одной из самых сложных задач, стоящих перед творческой группой во главе с Геннадием Заволокиным, является поиск образа передачи. Образ этот возникает порой неожиданно - его подсказывают поговорки, частушки, детали пейзажа, кадры из фильмов, житейские истории... Чаще всего это происходит уже на месте съемок, после разговоров с людьми и прослушивания будущих участников программы. В поисках своих героев Г.Д.Заволокин объездил сотни и десятки тысяч километров, побывал практически во всех регионах, и везде его принимают как своего, с нетерпением ждут его выступлений, а съемки неизменно превращаются в целое представление, народное гуляние, ослепительный праздник, на который съезжаются люди из самых далеких деревень и поселков. По выражению одного из поклонников передачи, "Заволокин как будто клад выкопал лопатой из земли, и растряс этот клад, и посыпались звонкие золотые трели на радость людям..."

В 1986 году братьям Заволокиным было присвоено звание Заслуженных артистов РСФСР. В 1990 году за концертные программы Г.Д.Заволокин удостоен Государственной премии России, в 1995 году - звания "Народный артист России". В 1998 году вновь удостоен звания лауреата Государственной премии России за цикл телевизионных программ "Играй, гармонь".

В содружестве с братом Геннадий Заволокин и ансамбль "Частушка" выпустили уже свыше 10 компакт-дисков, около 10 аудио- и видеокассет с песнями и музыкой, несколько сборников нот для гармони, редких наигрышей, а также побасенок, шуток, частушек, собранных ими во всех регионах России. Геннадий Заволокин - автор книги "Играй, гармонь", посвященной популярной телепередаче, и книги рассказов о детстве, интересных встречах на съемках и концертах "Золотые планки".

В 1998 году Геннадий Заволокин создал и возглавил Российский центр "Играй, гармонь", который совместно с издательским домом "Сибирская горница" выпускает и одноименный журнал.

Геннадий Заволокин - лауреат награды "Ангел Трубящий" и звания "Ангельский глас России" 1998 г.

Живет и работает в Новосибирске.

Сотворение гармонии
Феномен Геннадия Заволокина

У России как соборного организма есть тело, душа и дух. Как никогда прежде, Россия нуждается в хлебе духовном - слове Божием. Нуждается и в живительной, неотравленной пище для души. И - в пропитании телесном.

Об этом вновь заставило задуматься событие вроде бы сугубо земное - VIII Всемирная ярмарка “Российский фермер”, что прошла в конце августа 1999 года в Санкт-Петербурге.

Позор и беда нынешней России, что она не в состоянии прокормить себя: большая часть продуктов ввозится из-за рубежа. Страна сейчас - на “продовольственном крючке” у Запада. Изменить ситуацию, избавиться он унизительного рабства и призвана ярмарка, проходившая под лозунгом “Накормим Россию сами”...

На нескольких сценических площадках выступали самые разные коллективы и исполнители. Здесь можно было услышать Эдуарда Хиля, группу “Любэ” - и, вместе с тем, в столпотворении, переходя от площадки к площадке, встретить то какие-то кривляющиеся фигуры, то оглушающий грохот “попсы”, то дюжину совсем маленьких ребятишек в ритуальных кимоно, по команде тренера на сцене дико выкрикивающих “хэ!”.

Но душой ярмарки не первый год является ансамбль народной музыки Геннадия Заволокина “Частушка”: каждый день по несколько часов коллектив выступал на большой концертной эстраде. В прошлом году Заволокин провел Второй смотр “Золотая десятка гармонистов России”, отснял его для телепередачи “Играй, гармонь!”. Многие специально приезжали на ярмарку, чтобы послушать песни, пообщаться с любимым музыкантом.

И здесь пришла пора поговорить о хлебе для души…

Что такое Заволокин для нынешней России? Столь темна культурная “аура”, столь плотно бесовские выверты заполонили эфир, что еженедельная передача “Играй, гармонь!” - как глоток свежего воздуха, как надежда, что Россия еще жива и не загублена окончательно. Достаточно посмотреть на лица, вслушаться в разговор людей из этой программы, которых - увы! - не встретишь в столицах, а найдешь только в селах и провинциальных городках центра и севера России, Урала, Сибири… Передача “Играй, гармонь!” являет русскую душу естественную, живую, не убитую десятилетиями насилия безбожников, не развращенную искушениями нынешних растлителей. Она показывает нам, что нормальные русские люди, сохранившие душу, еще есть. Где, как не в песне, способна выразить себя эта народная душа?!

Сам облик Геннадия Заволокина являет соединение крепости, силы - и доброты. Много ли нынешних “деятелей культуры” дарят людям истинное добро и истинную любовь? В общении с этим коренным русским человеком, исполненным врожденного достоинства, подкупает простота, открытость, деликатность и внутренняя скромность, от которой мы все так отвыкли. И - серьезность в общении с каждым, хотя порой в день ему приходится говорить с сотнями людей. Добрая сила - это ведь художественная идея его собственных песен. И - терпение. И соборность - не безликий “коллективизм”, но единство, укорененное в Боге.

Ансамбль Заволокина - семейный, и это тоже непреднамеренный пример того, какой может и должна быть русская семья. Каждый имеет свои таланты, свой характер и свой вид, а все вместе образуют гармоническое единение.

“Играй, гармонь!” - это напоминание о гармонии, всегда Божественной по своим истокам, о гармоничности мироздания.

Заволокин талантлив во всем - это талантливый композитор, его мелодии запоминаются и трогают душу; это высокопрофессиональный исполнитель и музыкант; это организатор-вдохновитель мощного движения “Играй, гармонь!”, искусный режиссер, журналист.

Передача на экране существует с 1986 года, вышло более 400 программ, Заволокин получил шестьсот тысяч писем. За это время он окунулся в море судеб. Это общение с людьми, чтение писем, по его словам, кардинально изменило его мировоззрение, его взгляды на национальный вопрос, на гражданственность и веру.

Странным выглядит в атмосфере ярмарочного веселья одеяние Заволокина. Последние годы он всегда выступает в рубашке темного, чаще - черного цвета. Несколько символов видится в этом. Это цвет горести, сострадания о тяжком бытии нынешней родины. Это и цвет воинства духовного, иночества, цвет смирения и служения - вполне естественен он для исполнителя духовных стихов и монашеских песнопений, которые тоже присутствуют в его репертуаре.

Мы беседуем в перерывах между выступлениями, говорим о вопросах, самых мучительных сейчас для всякого человека, не потерявшего еще совесть и чувство Родины: что же происходит с нынешней Россией, что случилось с народом? Что нужно, чтобы Россия стала спасаться?.. Лицо Заволокина, вдохновенно-радостное после очередной песни, становится серьезным: он отвечает, тщательно подбирая слова. Его речь - не поучение и не проповедь. Это выношенные, задушевные слова о наболевшем.

- Мне кажется, надо начинать с себя. Искать причины и в самом народе. Наш народ - а это значит, и те, кто жил до меня, может быть, и в лице моего дедушки, и отца, - они не сделали должных поступков, когда это нужно было сделать. Они допустили все это, предали Господа своего, предали и Родину. И вот эти предательства повлекли за собой очень тяжкие последствия, за которые сейчас такая жуткая плата приходит - за грехи отцов и свои собственные. Чтобы сделать жизнь лучше, нужен очень трудоемкий процесс, одним махом ничего не решишь. Господь долготерпелив, Он посылает нам очень много возможностей стать лучше, но мы не становимся. И самое страшное, как говорят священники, что народ не желает обратиться к покаянию, он по-прежнему хочет кого-то обвинять, кого-то ударить, а это, как правило, не приносит результата. На удар идет ответный удар, идут ответные ужасные бедствия. Враг силен - я вижу его в лице потусторонней демонической силы, которая воплощается здесь, на земле.

И причины все-таки не в том, что плохо организовано сопротивление, не в том, что “маловато оружия”, самолетов, снарядов и чего-то еще. Вся слабость - в утрате духовности, в потере духа. Духа нет - человек его потерял, пропил, проматерил, промотал на каком-то наживном деле.

Таким образом, мы должны терпеливо, ровно настолько, насколько нам дает Господь, воевать с самими собой. Осознать, что я сам лично виноват, что во мне очень много плохого, не только в окружающих. А мы стремимся найти врага вовне все время, а в себе не хотим.

… Каждый день на ярмарке появляется кто-то из известных политиков. Одного из них Заволокин, после томительного ожидания на солнцепеке у выхода из павильона-ресторана, с трудом пробившись сквозь толпу зевак и плотных охранников, попытался снять с гармонью в руках, которую дали ухмыляющемуся лидеру артисты. Через пару минут бронированная машина, чуть не отдавив ноги окружившим ее людям, унесла его прочь.

Спрашиваю Геннадия Дмитриевича об этой встрече и об отношении к политике вообще.

- Очень сложное у меня отношение к политике. Я сегодня первый раз в жизни встречался с политиком… Но опять же: ведь мы никому не должны, никого не отталкиваем, если человек играет на гармошке, тянется к ней, - нет у нас права говорить, что, мол, ты плохой, а ты - хороший. Раз ты любишь гармонь, значит ты несешь образ и подобие человека, и значит, ты тоже имеешь право сыграть в нашей передаче. Я исхожу только из этого. Очень легко навесить ярлык на любого. Взяли сказали про кого-то, что он плохой, - и уже достаточно. Ведь и про меня не раз говорили, что я плохой.

Я рассуждаю так, что доброта нужна сегодня - как бы ни было трудно, как бы тяжело и затяжно ни шла эта игра политическая. А она действительно страшная, потому что черное стало белым, белое - черным, все с ног на голову перевернулось, человек не может разобраться ни в чем… Но разобраться ему опять же поможет покаяние! Если человек сам себя способен смирить - значит, ему свыше будет обязательно открыто, куда идти, зачем идти. Неслучайно на протяжении многих столетий наши предки путем терпения, смирения, покаяния и постоянного ощущения себя виноватыми перед Господом восходили на такие высоты - вспомните Благоверного князя Александра Невского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, который всю свою радость черпал в покаянии. Он всем говорил: “Радость моя!” И одновременно был так требователен к себе… Вот и получается, что политика - вещь страшная, но не смертельная. Жизнь - невыносимая, но все же возможная. “Все плохо”, - но не до конца плохо! Тяжесть Креста определяется Господом ровно настолько, насколько человек может его протащить и ощутить себя немощным.

Хотя тяжелей в России, может быть, еще и не было - это тоже надо признать.

Готовясь к интервью, заглянул в Интернет, чтобы найти последние материалы о Заволокине: набрал фамилию в поисковой строке… Не ложка, а целая бочка дегтя вылилась из пространства нынешних СМИ! Драчун и скандалист, выжига и ловкий делец - такой имидж пытаются создать газеты Москвы, Вятки, Кузбасса… Словно кто-то корежит корреспондента “Московского комсомольца”, в судорогах водит его пером: “заезжая знаменитость”, “претензия на скандальчик”, “притворные причитания”, “маэстро пробурчал”…

Казалось бы, что опасного в каком-то ансамбле, который в политику не лезет, лозунгов не выкрикивает, ни за кого не агитирует?.. Просто песни поет!.. Вроде бы - “безобидный”. Поражаешься, однако, совершенно неадекватной, патологической неприязни, с которой пишет о нем и его концертах “либеральная” наша пресса. Но если вдуматься, все становится понятным: идет борьба Бога и сатаны за души человеческие. Если кто-то сеет в сердцах семена Божии, как же не ополчиться врагу на сеятеля?..

Сам Заволокин относится к этим нападкам спокойно, философски, а лучше сказать - смиренно:

- Сейчас всех ругают. Ругают - значит, и поделом нам. Нас надо ругать. Насчет скандалов и драк - вранье. А если кого-то уж очень волнуют деньги, отвечу: я никогда не запрашиваю какие-то там суммы. Мы приезжаем, снимаем, даем концерты. Это затраты, работа, мы договариваемся с администрациями о гонорарах и проплатах закономерных. Их не возьмется осуждать никакой юридический орган, потому что они все на виду. Это деньги за конкретный труд.

А “либеральная пресса” меня не интересует, я ее просто не читаю. Я и телевизор-то смотрю крайне редко.

- Геннадий Дмитриевич, что вы считаете главным в вашей работе? Перед Богом?

- Страшно обидеть Господа нашего. И придти в тот мир не готовым, не оправданным, не спасенным, не отмоленным…

- Как вы эту идею передаете народу?

- Я пытаюсь передать то, что понял сам. Но нельзя народу ничего навязывать, он не дурак и сам разбирается. Я только вскользь намекаю о том, что знаю, и пытаюсь просто создавать атмосферу праздника, радости, подлинного народного творчества.

- Способно ли искусство привести людей в храм, к Богу?

- Нет, этого маловато. Сегодня нужны прямые разговоры о православии, сегодня нужны церковные журналы, газеты, нужна святоотеческая литература. Я сам пришел к вере через нее. Когда я прочитал Иоанна Кронштадтского и Златоуста - много для себя открыл и считаю, что все это нужно.

… Держу в руках журнал с красочной обложкой - “Играй, гармонь! Журнал Геннадия Заволокина”. В нем много фотографий, писем, заметок, рассказов, очерков, есть ноты и слова песен. На журнал объявлена всероссийская подписка, он будет выходить раз в квартал. В обращении к читателям Заволокин пишет: “Велика Россия, мала наша телепрограмма и пролетает быстро: заканчивается, едва начавшись. И не иссякает великий духовный источник - народное творчество. Плачешь, плачешь, - а всех слез не выплачешь; шутишь, шутишь, - а все новые шутки да побасенки рождаются в народе; поешь, поешь, - а не перепоешь, а уж тем более - не переиграешь всего! Надеюсь, журнал сможет помочь телепередаче, прилетит к вам вдогонку за коротким действием на экране, даст возможность не спеша, без суеты потолковать родственным душам…”

- Это была ваша давняя мечта? Расскажите, как она осуществилась.

- Журнал возник как продолжение передачи. Всегда очень хотелось поговорить со своим телезрителем, но возможности такой никогда не давали, потому что вначале программа была побольше, но выходила очень редко; сейчас - почаще, но очень коротенькая. В 27 минут я “укладываю” прежде всего музыкантов, исполнителей из глубинки и из городов, но целиком они “не входят” туда, ведь каждый из них - со своей индивидуальностью, личностью, и каждому нужно хотя бы десяток минут, чтобы он как-то выговорился, выигрался, выпел себя. Журнал - необходимость ответить на письма, на этот народный запрос. Поэтому здесь все очень связано с телепрограммой.

- Кто благотворитель, кто вам помогал?

- Идея - нашего писателя Михаила Щукина, который живет в Новосибирске и выпускает журнал “Сибирская горница”. Он позвонил мне и предложил издавать на их основе, но чтобы деньги на издание дал наш ансамбль, поскольку мы гастролируем, можем больше заработать. Пока мы в больших убытках, потому что журнал обошелся дорого. Тираж - 20 тысяч. Когда мы объявили стоимость подписки - двадцать рублей за номер, - мы не знали, что увлечемся красками, цветом, хорошей бумагой. Просто захотелось для людей сделать покрасивее, как-то надоело, что зачастую все пошленькое - в оболочке, красивом исполнении, а народное - почему-то обязательно черно-белое, скромное, на плохой бумаге. Мы решили “рвануть рубаху на груди” и постарались сделать журнал хорошим. А цена осталась в подписке двадцать рублей, хотя стоимость его - тридцать-сорок по затратам. Но мы не расстраиваемся: распространяем его на наших концертах, журнал берут...

- Устойчиво ли ваше положение на канале ОРТ, не пытались ли передачу убрать, куда-нибудь сдвинуть?

- Положение непростое. Бывает, нас бесцеремонно сокращают, перестали повторять передачу по пятницам, в хорошее время… Конечно, горячей поддержки там мы не чувствуем. Но, с другой стороны, мне не надо обижаться на ОРТ, потому что все-таки случилось чудо, и люди увидели наш труд, ОРТ все-таки показывало передачу на протяжении 3-4 лет почти еженедельно. В сумме это больше, чем раз в месяц по сорок минут. Был здесь положительный эффект. Результаты своей работы мы ощущали.

- Многие верующие, наверное, задали бы вопрос: вас не смущает, что нынешние ярмарочные празднества идут в дни Успенского поста, одного из самых строгих?

- Это смущает, безусловно, но выхода нет и, как говорят мои друзья-священники и даже монахи: “Это плохо, но не самое худшее, что происходит с человеком сегодня”.

- Духовник благословляет?

- С болью, но благословляет. Но совершенно не благословляет работать в Страстную неделю или накануне Рождества. А так у нас просто нет выхода! Если мы не станем выступать в это время, мы никак не сможем существовать…

Сейчас Заволокин - глубоко верующий, воцерковленный человек. Поэтому он православно смотрит на мир, на все, происходящее с Россией. Россия сейчас - в стихии демонической. Пути выхода - православные: работа над собой, покаяние. Побеждать не оружием, а духом. Без этого - все усилия тщетны. Если Бог отвернется от России - кто способен спасти ее? Все эти мысли непосредственно он может высказать в интервью, эстрада же требует иных форм. Лишь однажды за весь концерт прозвучит в песне имя Божие. Одна из самых сильных песен Заволокина “И жить будем” - это гимн, это и программа: спасение через воцерковление.

И жить будем, и гулять будем,
И о помощи Христа умолять будем…

Одиноко прозвучит имя Спасителя среди ярмарочного разгула и сонма торгующих. Но, кто знает, может кому-то именно эта сокровенная мысль, облеченная в проникновенную мелодию, и запомнится больше других, глубже всего проникнет в сердце? Конечно, Заволокин прав: воцерковление народа - дело проповедников и святых. Искусство вообще мало приспособлено к тому, чтобы впрямую связывать человека со Всевышним. Если вспомнить вновь о различии духа, души и тела, то можно сказать, что музыка Заволокина лечит, очищает именно народную душу - волю, разум, чувства. А с чистой душой - легче подняться и к духовным высотам.

… Из диалога двух питерских горожан:

- Мы были на выставке “Российский фермер”, там выступал заволокинский ансамбль, было так чудесно!..

- Какой Заволокин?.. Нет, не знаю. По телевидению? А, этот, с гармошкой…

К сожалению, у многих представление о Заволокине как об этаком разудалом молодце. Как об этнографическом экспонате: мол, в музее народного творчества - сгодится, но как что-то серьезное воспринимать - невозможно. Чего можно ждать от ансамбля с легкомысленным названием “Частушка”?

К сожалению, в телепередачах почти не звучат “серьезные” песни этого ансамбля. Они известны слишком немногим. Они записаны на кассетах, дисках - но где их достанешь? Киоски и магазины не берут их на реализацию. Нынче в моде иное…

А между тем, не одними же “Куплетами солидных ребят” знаменит ансамбль. Конечно, надо и подбодрить соотечественников, чтоб не впали в уныние. Но значительная часть заволокинского репертуара - подлинно глубокое духовное творчество. Это собственные его произведения (“Ау, Россия”, “Выстоим”), обработки духовных стихов (“Житейское море”, “Мой духовный сад”). Это даже не песни, а драматические действа, поэмы, где строки молитв чередуются с обращениями к Родине, с прошениями за нее перед Богом и страстным призывом к самому народу - осознать свое духовное предназначение и не унывать. В одну из них включена молитва, составленная Святым Иоанном Кронштадтским: “Отче наш… да святится имя Твое в России, да будет воля Твоя в России, да приидет Царствие Твое в России…”

Творчеству Заволокина присуща именно тихая песня, негромкий и задушевный разговор. И надо вслушаться в мелодии, чтобы ощутить выраженное в них тихое молитвенное предстояние, радость святую, разлитый в мире “свет тихий” - сияние Отчей славы.

Композитор и поэт, он тонко чувствует народную душу, которая “плачет и поет”. Если перестанет плакать, перестанет петь - это будет уже не Россия.

+ + +

Явление Заволокина, его дело - мощный фактор духовного бытия нынешней России. Промыслительно возник он в самом начале смутного времени и присутствует сейчас, в период тяжкого духовного кризиса и разложения. Противостоит силам тьмы, не как воинственно-обличающее пророчествование (хотя и оно нужно), но просто как светлое явление жизни. А мы живем в такую пору, что всякое светлое явление, всякая человечность и всякое проявление любви стали вещами исключительными. Поэтому и обладают они исключительной просветляющей силой.

Алексей Любомудров
Журнал "Розмысл", №1(2), 2000 г.

http://pesni.voskres.ru/music/zavol.htm