Печать
Просмотров: 20488


Гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.



В 50-х годах 19 века в селах и деревнях Орловщины была хорошо известна тульская детская гармоника, которой забавлялась молодежь. По рассказам местных жителей один крестьянин (А. П. Ильин), приехавший из села Ефремова (Тульской губернии), расположенного в 50 км севернее Ельца, и хорошо знакомый с гармонным ремеслом, начал кустарничать в Ельце. К нему приходили заказчики из города и пригородных сел, так как его гармоники были лучше массовых тульских изделий. Существует и другая версия, передаваемая из поколения в поколение местными мастерами, в которой утверждается, что в 50-х годах несколько деревенских умельцев, знакомых с примитивной тульской пятиклапанкой, решили в свободное время попробовать изготовить лучшие образцы по своему усмотрению и вкусу.

В середине 60-х годов в окрестностях Ельца появляется местная модель гармоники — русянка с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (обклеивались костью), чем у тульских образцов. Играть на такой гармонике стало удобнее, хотя извлекаемые звуки при смене движения меха были разные. Вначале клавишей было 5, затем стало 7. На левой стороне (аккомпанемент) клапаны располагались следующим образом: 4 спереди, 2 сбоку и 2 сзади. К концу 70 — началу 80-х годов появляется усовершенствованная модель русянки, получившая название елецкой рояльной гармоники. Правая сторона этой гармоники не отличалась от русянки, гриф и клавиатура были такой же конфигурации, но диапазон увеличился, стандарт клавиатуры установился в 11 клавиш, и звуки стали одинаковыми как на сжим, так и на разжим меха.

В 60-х годах гармоники делались двухголосными, а в 70-е годы появляются три ряда голосов (два в унисон и один октавой ниже). В русянке по примеру тульских образцов планки были железные (иногда использовались старые из тульских гармоник с переклепкой заново голосов), голоса — из меди, на елецкой рояльной — планки медные с латунными голосами.

Левая сторона инструмента обрела те характерные очертания, которые сохранились на этой гармонике многие годы: с двух сторон выносного грифа находились клавиатуры басо-аккордового готового аккомпанемента; на внешней клавиатуре помещались басы (4 клавиши), а на клавиатуре, занимавшей другую сторону грифа, — мажорные аккорды (тоже 4). Басы и аккорды были расположены не беспорядочно, а по кварто-квинтовому кругу, что получило одобрение исполнителей. Звуки левой клавиатуры отличались силой и полнотой (это создавалось трехголосным, а иногда и четырехголосным звучанием планок). Настраивались они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (двумя октавами выше основной).

На более поздней модели елецкой рояльной мастера, сохраняя внешние установившиеся формы, по требованию исполнителей увеличили диапазон правой клавиатуры до 16 (15) клавиш, басов — до 6, а аккордов — до 7 (6+1); причем в ряду мажорных аккордов появился один минорный. Если на русянке ушко для большого пальца правой руки было неподвижным, то на елецкой рояльной оно стало крепиться на подвижной металлической планке — чтобы рука могла свободно двигаться по значительно увеличившемуся грифу. На левой стороне кистевой ремень закреплен наглухо вдоль ребра грифа.

С начала XX столетия последовали и дальнейшие усовершенствования, расширившие музыкальные возможности инструмента. К ряду белых основных клавиш, издающих звуки мажорной гаммы, был добавлен ряд черных клавиш («полутоны»). Получилась клавиатура органно-фортепианного типа (эта гармоника получила название елецкой рояльной двухрядной). На левой стороне произошло дальнейшее расширение аккомпанемента по кварто-квинтовому кругу, причем минорных аккордов стало столько же, сколько и мажорных. Появились гармоники и с рядом септаккордов, а затем перехд рядом басов стали делать второй ряд — вспомогательные басы, находящиеся в терцовом отношении к основным. Обычные размеры клавиатур двухрядных хроматических елецких рояльных гармоник — 32х23, 37х39, 39х46. Цифры указывают количество клавиш соответственно на правой и левой клавиатурах.

Таким образом, правая и левая клавиатуры этих гармоник прошли полностью весь путь реконструкции от простейшей до современной модели клавишного аккордеона и по праву могут считаться его предшественникам. Этот инструмент был создан совершенно независимо от аналогичных в то время попыток в других странах сделать гармоники с фортепианной клавиатурой (аккордеон-орган или флейтина), на которых играли одной правой рукой при горизонтальном положении инструмента, левая же рука двигала мех. В силу многих неудобств эти инструменты распространения не получили. На елецкой рояльной играли двумя руками, положение инструмента и рук соответствовало общепринятым. Эти гармоники до сих пор широко распространены в своей округе, несмотря на выпуск фабриками страны более совершенных инструментов.

При таком стремительном темпе усовершенствования и расширения клавиатур, создания системы басо-аккордового аккомпанемента и улучшения самой механики (примерно до 1909 — 1910 года аккорды делались «на прихлопках», а затем стала входить в практику валиковая заемная механика) звуковые качества елецких гармоник существенных изменений не претерпели: еще в 70-х годах она стала трехголосной (на медных планках и таких же голосах) и такой продолжала оставаться до появления крупных моделей начала нашего века, сохраняя ровное, не очень громкое звучание.

Возможности двухрядной рояльной елецкой гармоники в музыкальном и техническом отношении были значительными: на правой клавиатуре она имела все звуки полной хроматической гаммы, на левой — большой выбор готового аккомпанемента. Мастера строили инструменты не по камертону. У каждого была гармоника, служившая эталоном для настройки; с нее копировался строй для новых образцов. Большие инструменты с фортепианной клавиатурой строили более тщательно, однако нередко можно было встретить гармоники, настроенные на полтона ниже (клавиша до соответствует си).

На правой клавиатуре играли четырьмя пальцами. Рука обхватывала гриф, а большой палец находился в ременном ушке за грифом и в игре не участвовал. На левой стороне четырьмя пальцами играли на клавишах басов, большим пальцем — на аккордах (для удобства один ряд аккордов делался всегда в виде длинных черных клавиш). Автору пришлось видеть инструмент, на левой стороне которого клавиатуры были расположены в ином порядке: наружная клавиатура — аккорды, а тыльная — басы. В этом нет ничего удивительного; как уже говорилось, гармоники здесь делали на заказ: по-видимому, кто-то из заказчиков решил, что так ему будет удобнее играть. Хотя игра четырьмя пальцами и сковывала технические возможности гармонистов, их репертуар был обширен и разнообразен. На елецких гармониках играли сольно и в ансамблях, аккомпанировали хоровому пению.

Устройство рояльной гармоники:

Ременное ушко, в которое продевается большой палец правой руки, крепится на подвижной металлической планке (первое время — на железной скобе), что создает большую свободу движений правой руки. Правый и левый грифы крепятся изнутри шурупами, как и у всех подобных инструментов. Корпусных углов на этих гармониках обычно не бывает.

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — правая сетка, 4 — клавиатурные клапаны, 5 — планки с голосами, настроенными на октаву выше, 6 — основные голосовые планки, 7 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже (5 и 6 могут быть унисонными планками, планка 7 — на октаву ниже), 8 — металлическая подвижная планка, 9 — кожаная петля, закрепленная на подвижной планке

В стандартной диатонической елецкой рояльной гармонике в правой части корпуса внутри на деке стоит резонатор, с двух сторон которого расположены два ряда голосовых планок, третий ряд голосов находится на деревянной планке, лежащей на деке плашмя; или, наоборот, две планки лежат, а основная — на резонаторе.

Схема устройства (в разрезе) левой стороны корпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши басов; 3 — клавиши аккордов, 4 — клавиатурные клапаны басов и аккордов, 5 — левые сетки, басовые и аккордовые, 6 — голосовые планки басов (звучат в октаву), 7 — голосовые планки аккордов, 8 — левый кистевой ремень

Строятся они обычно в трех разных октавах: первая — в малой, вторая — в первой, третья — во второй, без разлива. Получается характерный трехоктавный унисонный звук. Планки делаются медные, голоса — латунные. Эти инструменты делались только кустарными мастерскими гармоник (а не фабриками), поэтому встречается и другая настройка: две планки — в унисон, третья — на октаву выше или ниже. Звуки левой клавиатуры этих гармоник отличаются силой и полнотой, что создается трехголосным звучанием планок, а иногда — и четырехголосным. Настраиваются они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (на две октавы выше основной). Иногда эта гармоника имеет и одну минорную клавишу (ниже двух верхних мажорных).

Схема расположения звуков на клавиатурах елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники

Рояльную елецкую гармонику держат на коленях, правой рукой обхватывая гриф и продев большой палец в ременное ушко; левую руку продевают под кистевой ремень, закрепленный наглухо вдоль ребра левого грифа. На правой клавиатуре играют четырьмя пальцами, на левой — пятью (большой палец играет аккорды, расположенные на тыльной стороне грифа).

Литература:

А.М. Мирек. Появление и распространение гармоники в России. Часть 5. Елецкая рояльная гармоника
А.М. Мирек. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Войдите чтобы комментировать