Печать
Просмотров: 14459

Эх, гармонь моя, резуха,
Растянись во все басы.
Ах, ты Русь, тоска-тоскуха,
Нечем сеять полосы...


 

Сердце песни просит…


Валерий Найденышев, директор государственного унитарного предприятия «Славяне», год назад решил возродить почти забытую псковскую гармонь, создав у себя на предприятии общественную организацию «Славяне».

Гармонист в деревне, как печник или плотник, всегда был самым уважаемым человеком. Еще в недавнем прошлом было престижно в доме иметь гармонь А уж если еще в семье кто-то играть на ней мог, то это было особым предметом гордости. Но все течет, все изменяется, сначала гармонистов на селе поубавилось, а вслед и те, кто делал гармони, ушли. Низкий авторитет всего деревенского привел к забвению широких пластов народного искусства.

Но с начала 90-х годов появляется интерес к отечественной истории, и снова из глубины деревенской жизни выплыла гармонь. Выяснилось, что свои, псковские, уже никто не изготовляет, привезенные же из других мест не передают всю полноту традиционно псковских наигрышей. И тогда Валерий Павлович задался целью найти такого мастера, чтобы тот свое ремесло ученикам передал. И желающие обучиться редкому мастерству нашлись. После долгих поисков нашел на своей родине, в Новоржеве, Михаила Алексеевича Белякова. Он любезно согласился помочь.

Валерия Павловича, уроженца деревни Гривино, Новоржевского района, с культурой Псковской земли связывают глубокие корни. После учебы в Ленинградском культпросветучилище, на заочном отделении, он долгие годы работает директором Дома культуры в Новоржеве, здесь создает театр, который успешно гастролирует по области и за ее пределами. Потом, учась в Ленинградском институте культуры, на режиссерском факультете, и напряженно работая с коллективом, добивается того, что театр получает звание народного. Талантливый режиссер вскоре становится директором Псковского областного театра кукол. Вокруг уже звучала совсем другая музыка. Но для него милее гармони инструмента не было, с ней он никогда не расставался.

- Валерий Павлович, как гармониста вашу привязанность к инструменту можно понять, но что заставило вас заняться таким малоприбыльным делом, как изготовление гармони?

- Не корысти ради многие мои земляки живут, особенно мое поколение, испытавшее на себе тяготы и лишения военных и послевоенных лет. Я застал еще живыми тех, кто являлся носителем песенного искусства, народных традиций. Бабушка моя Матрена Тимофеевна, сидя за прялкой, часами новоржевские наигрыши на губах играла. Она в душе эти мелодии берегла, они ей были дороже песен. А я слушал и запоминал, потом, с пяти лет научившись играть на гармони, сам уже их воспроизводил для бабушки. Когда речь заходит о старинных новоржевских наигрышах, гордости местных гармонистов разных поколений, возникает вопрос: почему по всей России славились новоржевские, а не бежаницкие или локнянские? Дать однозначный ответ трудно. Истоки надо искать в прошлом народного творчества Псковщины. Как бы пригодилась сейчас старинная гармонь, чтобы снова славу новоржевской музыке вернуть. И не только новоржевской, ведь и много других музыкальных традиций существует на нашей земле. У Мусоргского можно услышать эти родники мелодий.

Согласился народный умелец сделать гармонь своими руками. Но ее в одночасье не сделаешь, многие месяцы напряженного труда требуются. И деньги для этого тоже нужны. Пришлось мне во все двери стучаться, чтобы денег найти. Помогла Эльза Валентиновна Савицкая, которая сама знает толк в гармони. Думаю, к юбилею города появятся наши псковские гармони в продаже. Хотелось бы и к деловым людям области обратиться, чтобы приняли участие в воссоздании этого музыкального инструмента, дело это прибыльное. Сколько сейчас народных ансамблей появилось, и всем им гармошка нужна. Вложенные средства окупятся, хоть и не сразу. Считанные единицы мастеров – умельцев остались, спешить надо, пока они живы.

- Если успеем, то гармошка вернется на сельские праздники и ярмарки да и на городские тоже - тепла от нее больше, чем от современных технических новинок.

- Именно на ярмарках гармошка власть над людьми обретала. Какая для меня была радость на ярмарке побывать! Есть под Новоржевом Выбор, старинное село с богатыми традициями, оно и было местом массовых ярмарок-гуляний. Ходят парни и девушки вдоль торговых рядов, себе судьбу для семейной жизни выбирают. Или хороводы начнут водить. А тут же неподалеку гармонисты круг слушателей соберут, у каждого свои ценители. Ох, как они играют, не устоишь на месте! И пляшет народ, и частушки поет. Но что интересно, в каждой деревне были свои наигрыши, которые из рода в род передавались. А какой ореол славы был вокруг гармонистов, их имена по всей округе были известны. А я вернусь домой и по памяти все мелодии, что услыхал, играю, свое что-то привношу, музыка-то живая.

- Как же слава псковской гармони из настоящего в прошлое ушла?

- До сих пор живы у меня в памяти указания «сверху», я тогда директором Дома культуры работал. «Что вы, - говорят, - как серые неграмотные мужики на гармошках играете да частушки поете, пора за баян садиться, музыке классической учиться, песни советские петь». Но одно другому не мешало, зачем было отрицать то, что в веках жило, к чему народ сердцем прикипел. Народное искусство перестало быть ценностью высокого порядка, становилось невостребованным. Однако лично мне было жаль расставаться с гармошкой, и создал я при Юхновском Доме культуры детский ансамбль гармонистов под руководством слепого музыканта Михаила Васильевича Ефимова.

Валерий Петрович слово музыка произносит чисто по-псковски - «музука». Редко теперь услышишь говор: «зямчужины», «пястка», «жадобный» и многие другие слова, что составляют отличительную особенность псковской речи.

- Моя жизненная позиция - говорить по-псковски как истинный скобарь. Раньше-то слово скобарь бранным было, его в больших городах с презрением в лицо бросали. И люди отвыкали от своего говора, речь становилась приторной как патока. Вместо разнообразия диалектов матерщина в обиход вошла, чтобы речь солонее сделать. А уж как это влияет на наши души, одному Богу известно. Наверное, со временем придем к тому, что диалекты возродим. Наш говор входит в составную часть культуры псковской земли.

А потом Валерий Павлович взял в руки гармонь, и полились новоржевские наигрыши…

Любовь РИНГЕНЕ.
Фото из семейного архива Валерия Найденышева.

Псковская губерния № 35 (54) 30 августа - 05 сентября 2001 г.



Оригинал статьи расположен по адресу: http://gubernia.pskovregion.org/number_54/18.php

Войдите чтобы комментировать