Печать
Просмотров: 12664

Одинокая гармонь


Баян поражал своими размерами - одних только басов шесть рядов! А про кнопки-клавиши и говорить нечего - в глазах рябило от их количества. Необычный инструмент имел и судьбу необычную: он был одним из небольшой партии инструментов, изготовленных для ансамбля песни и пляски имени А. Александрова. Но по каким-то причинам в ансамбль не попал, а оказался в Новгородском музыкальном училище. Ивану Коржуеву он достался уже в весьма потрепанном вид: меха на сгибах поистерлись, особенно в нижней части, что постоянно соприкасается с коленями баяниста, заигранные басы хрипели и сипели, кнопки западали и не желали "вставать в строй". Музыканты уже не надеялись его восстановить. И вдруг через несколько месяцев инструмент ожил, запел своим многозвучным голосом.
За такую работу Ивана Коржуева сразу приняли в училище на должность мастера по уходу и ремонту баянов и аккордеонов.

"ДАЙТЕ В РУКИ МНЕ ГАРМОНЬ..."

Хлеб свой насущный Иван Коржуев всю жизнь зарабатывал на заводе имени Ленинского комсомола: закончив училище, поступил в ОКБ на обслуживание электронной техники, где и выслужил свой пенсионный стаж. Но главной привязанностью, радостью и печалью всей его жизни была и остается гармонь.

Детство его опалила война, она же его и изранила: при бомбежке в районе холмской деревни Козлово, где жила семья, мальчика тяжело ранило. Несколько серьезных операций пришлось ему перенести, чтобы остаться на своих ногах и увечье не очень бросалось в глаза.

Утешением в тяжелые годы стала обыкновенная гармошка, которую он заимствовал у соседей. Парнишка сноровисто "схватил" басы, аккорды частушек и плясовых, расхожих мелодий. В ту пору на селе гармонистам цены не было.

- Я думаю, что именно гармонь спасла в войну сотни русских женщин от депрессии, - считает Иван Николаевич. - Столько беды выпало на их долю, житейских трудностей... Сколько похоронок им пришло! Но всхлипнет под окном гармонь, в клубе или за околицей развернет гармонист меха - и зазвучат песни: грустные, распевные, веселые. А потом перебьют их частушки, способные даже горе перебороть:

Ах, весна, весна, весна


идет аж до Урала!


Девушки, война, война,


а молодость пропала!..


Глядишь, вздохнет женщина, слезу утрет, а потом и запоет:


Ах, война, война, война,


ты моя разлука!


Девушки, весна, весна,


а на сердце скука!..



Отец, Николай Архипович, благополучно вернувшийся с войны, наконец купил сыну гармонь - задешево, с рук, свободные деньги в крестьянской семье в ту пору водились редко. Играть Иван стал лихо - с переборами, вариациями. Он тебе и кадриль, и "Дунайские волны" по заказу исполнит. Ноги сами просились в пляс, когда Ванька Коржуев разворачивал меха гармони.

Совершенствуя свой дешевенький баян, он начал понимать, почему одни гармони поют и плачут, а другие - поскрипывают и повизгивают. И открылся Ивану огромный, мало известный даже в наши дни мир зарождения звуков гармони.

"ВЗДЫХАЯ, ЖАЛУЮТ БАСЫ..."

По-настоящему заниматься гармонями Иван Коржуев стал уже в Новгороде, куда перебрался в начале 50-х годов. Сменил не один десяток углов, пока методом народной стройки, который активно применялся на полупроводниковом заводе, не построил вместе с женой небольшую квартирку в доме, что на набережной Волхова. Работа с чутким электронным оборудованием, с деталями в микронном измерении воспитала в мастере усидчивость, тщательность, которые пригодились Ивану в общении с гармонями всех видов. Природа наградила его слух не только музыкальностью, но и острым, тонким чутьем, способным различать мельчайшие погрешности в звучании ноты или подголоска в инструменте.

История русской гармони все больше и больше захватывала музыканта, и он поступил на заочное отделение народного университета культуры. А тем временем люди понесли ему домой свои трехрядки и баяны: кому что-то наладить, а кто-то кому вообще в дар приносил старые инструменты, оставшиеся от дедов. Иногда это были какие-то куски разломанного механизма.

Постепенно в городской квартире образовался своеобразный музей русской гармони: тульские, шуйские, вологодские, даже немецкая гармоника появилась в коллекции Ивана Коржуева.

Когда коллекция совсем потеснила хозяев, Иван Николаевич решил часть ее раздать любителям-музыкантам. Сначала он начал дарить инструменты детям из семей с небольшим достатком. Но, к сожалению, вскоре убедился, что такой дорогой подарок, полученный задарма, не очень-то ценился: попиликают и бросят. Овладевать искусством гармониста почти никто не захотел. Тогда Коржуев взял под свою опеку коллективы самодеятельности: один баян отправил в Новгородский дом-интернат, Холмскому центру народного творчества подарил русскую трехрядку, изготовленную еще в конце ХIХ века. Кому еще, уже и не помнит.

"ИГРАЙ, ГАРМОНЬ!"

Наверное, в жизни большинства людей случается звездный час, только не все его могут уловить и использовать. Свой звездный час Иван Николаевич сумел предвосхитить. Он успешно закончил университет, стажировался в музыкальном училище, стал известным в городе баянистом. Но душа хотела, искала еще чего-то. Он знал чего: возвращения гармони в повседневную жизнь современников.

Как-то Коржуев прослышал, что в парке, на пятачке у фонтана "Садко", собираются горожане и танцуют... под гармошку. Значит, соскучились, вспомнили молодость! Стал Иван Николаевич захаживать в субботу и воскресенье на этот пятачок - присматриваться, прислушиваться. Увиденное и услышанное его сперва разочаровало: гармонист был не первой руки - подыгрывал только частушкам да вспотык исполнял несколько давних мелодий. Не всегда он был и в трезвом состоянии. Все не то, все не так. А как быть?

И задумал Иван Николаевич "перевернуть мир" на танцевальном пятачке. Начал ненавязчиво подсаживаться к местному гармонисту. Возьмет гармонь попевучее, придет в нарядной русской рубахе. Его появление заметили, оценили. К нему потянулись и другие гармонисты. Вскоре образовался небольшой сыгранный коллектив. Иван Николаевич стал кружить по различным инстанциям, добиваясь разрешения на самостоятельный концерт гармонистов. Ему удалось доказать право на такое выступление, и оно состоялось на эстраде Кремлевского парка. Было это в 1985 году.

После неожиданного успеха гармонисты, а их собиралось уже около двадцати человек, решили объединиться в клуб. ДК имени Васильева предоставил им "крышу", где шли репетиции, подготовка к очередному концерту. Но даже и тогда все еще приходилось доказывать чиновникам различных рангов значение их клуба для новгородцев: ведь русская песня и перепляс воспитывают в людях патриотизм гораздо действеннее, чем громкие речи с трибун.

Неизвестно, как долго находился бы клуб на правах бедного родственника, если бы на телевизионных экранах в программе "Играй, гармонь!" не развернул меха своего баяна Геннадий Заволокин. Его передача Коржуеву придала сил, вселила уверенность в правильности своего выбора. Наконец-то удалось провести областной фестиваль "Играй, гармонь!" Съехались на него семнадцать гармонистов - из Окуловки, Старой Руссы, Боровичей, Чудова, Валдая, Шимска. Не обошлось, конечно, без новгородцев - три человека отстаивали честь клуба.

Было учреждено 14 призов: за яркое исполнительское мастерство, за возрождение народных традиций исполнительства, за пропаганду игры на гармонике среди детей... Были призы за пляску и частушку.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

После удачно проведенного фестиваля Иван Николаевич решился на отчаянный шаг: снял на видеокасету выступление самых виртуозных исполнителей и отправил ее Заволокину. Каково же было удивление и гармонистов, и администраторов, когда в 1990 году новгородский клуб получил приглашение в Иваново - на Всероссийский фестиваль "Играй, гармонь!"

В команду отобрали самых-самых: Егора Гаврилова из Окуловки, Николая Споркова из Полы, Алексея Степанова из Валдая, Алексея Сорокина из Новгорода и Павла Костина из Старорусского района. Режиссером=постановщиком концертов был Евгений Рожков, Ивану Коржуеву досталось руководство командой.

Выступление никому не известных еще новгородцев приятно удивило и членов жюри фестиваля, и слушателей. Все гармонисты удостоились звания лауреатов. Был отмечен и труд Ивана Коржуева: председатель жюри Геннадий Заволокин высоко оценил его подвижническую деятельность, мастерство в реставрации и совершенствовании гармони и был приятно удивлен изобретением Коржуева - металлофоном.

...Гармонь, как известно, сама по себе звучит отменно, но если ее голос сопровождают другие подголоски - балалайка, бубен, - то мелодия становится еще выразительнее.

Для своего металлофона Иван Николаевич использовал детали, способные издавать чистый звук: крышки велосипедных и дверных звонков, цилиндры, часть редуктора от газовой колонки. Все они после проверки на звук были установлены в определенном порядке и в одной плоскости. Стоит прикоснуться к ним ударником - и все это сооружение зазвучит на множество голосов. Правда, при этом надо хорошо знать, в какой последовательности касаться этих "побрякушек".

Через год новгородцы вновь получили приглашение на ивановский фестиваль, ставший международным. Делегацию на сей раз официально оформлял областной центр народного творчества. Самым юным участникам - частушечнице Ире Королевой из Чудова и гармонисту Володе Болтунову из Валдайского района - было всего по тринадцать лет, самому старшему - Егору Гаврилову из Окуловского района -шестьдесят. Что может быть интереснее естественного совокупления между взрослыми мужчиной и женщиной. Ведь опытные мамки отлично знают тонкости ретро эротики, а восхитительное и очень страстное старое порно с их участием побалует зрителя. Который может по достоинству оценить весь профессионализм актрисы. Она так офигенно обрабатывает член своими волосатыми дырками, что хочется кончать весь ролик. Новгородцы подготовили такую программу, что могли два-три часа играть на сцене, сменяя друг друга или сливаясь в один ансамбль, старорусские и хвойнинские наигрыши, валдайская кадриль, чудовские частушки, популярные песни нескольких поколений. Домой они снова вернулись лауреатами.

Весть об успешном выступлении земляков на таком известном фестивале быстро разлетелась по области. На концерты клуба стали регулярно приезжать гармонисты из районов, к ним потянулась и молодежь. В зале стало тесно от желающих послушать гармонь, частушки, задушевную песню.

- Слышу я вдруг разговор двух сотрудниц, стоящих в дверях зала: А зачем нам столько народу? Не надо..." - с грустью вспомнил Иван Николаевич. И помолчав, добавил: Мои сыновья, тогда еще подростки, из Дома культуры вернулись с обидой: "Отец! Ты все про свою гармонь! А нам в клубе сказали: нечего, мол, здесь подросткам околачиваться - одни только хлопоты от вас, этот клуб для пожилых людей..."

А Иван-то Николаевич так рассчитывал на молодежь, собирался учить ее в своем клубе, чтобы не затихала в новгородских краях русская гармонь!

Дальше дело и вовсе разладилось - все меньше музыкантов приезжало из районов, ушли азарт и душа, стали одолевать экономические трудности. И не стало в Новгороде прославившегося когда-то на всю страну музыкального коллектива. О нем перестали и думать в наших культурных инстанциях. Зато помнят в заволокинской Сибири: в конце прошлого года на имя Коржуева снова пришло приглашение на международный конкурс-фестиваль народного творчества, который проводился в Новосибирске в январе нынешнего года.

Коржуев с товарищами были единственными приглашенными из всего Северо-Западного региона, но поездка не состоялась из-за банальной причины - недостатка средств. Будь наши чиновники от культуры более заинтересованными и активными, наверное, сумели бы найти деньги для небольшой группы гармонистов.

Судьбой известного когда-то клуба я поинтересовалась в областном центре народного творчества. Ответ был таков: клуб уже не существует, но банк данных имеется и при необходимости гармонистов приглашают на фольклорные праздники или День города. В центре есть сведения о гармонисте-реставраторе и его коллекции.

"ПРИДУТ ЧЕСТОЛЮБИВЫЕ ДУБЛЕРЫ"?

Не придут! И в эту горькую истину Иван Николаевич уверовал, приобретя полувековой опыт игры на гармони и реставрации инструментов.

Болея всей душой за любимый инструмент, Иван Николаевич несколько лет назад подготовил и выпустил "самиздатом" пособие для гармонистов, в котором изложил практические советы обращения с инструментом. Сейчас он предполагает его дополнить и выпустить вторым изданием. Молодые музыканты найдут в нем множество полезных подсказок, которые отсутствуют в теоретических трактатах.

Профессия мастера-настройщика баянов, гармоней, аккордеонов исчезает из жизни - слишком она трудоемка для нынешней молодежи: ведь чтобы привести залежавшийся или заигранный инструмент в должное состояние, мастер провозится с ним три-пять месяцев, а то и больше, и не наскоками, а при упорном сидении по десять-двенадцать часов в сутки, без выходных и праздников.

- Почему же так долго?

- Потому, что в гармони или аккордеоне "заключено" 48 и более гитар (в фортепиано всего 12 !) К тому же в фортепиано все доступно, открыто для рук и глаз. А в гармонях не тут-то было! Все упрятано в футляр. Открыл его - музыка замолчала. По моим подсчетам, в хорошем баяне надо проверить 1708 позиций (в рояле - 572). Порой приходится более двух тысяч раз баян открыть-настроить голос-закрыть-проверить и если что не так, все начинать снова. Платить за такую работу согласны немногие и немного. Мои сыны, посмотрев, как "горбатится их предок", и близко не подходят к инструментам.

О многом довелось поговорить с этим замечательным мастером. Понятна его печаль по поводу равнодушия к русской гармони, которое ощущается вокруг, несмотря на раззадорные передачи Заволокиных.

Музыкальная коллекция Коржуева для зрителя практически недоступна. Инструменты в квартире рассованы по полкам и углам, лежат под столом и диваном...

И подумалось мне: а почему бы не открыть в том же областном доме народного творчества или в каком другом художественном центре действующую выставку-мастерскую русских гармоней? Ведь не одними же лаптями-туесами и ткаными половиками можно развлекать туристов. Придут к Ивану Николаевичу гости, посмотрят множество инструментов, и не только послушают, как они звучат, но и увидят, где и из чего рождаются эти удивительные звуки.

*
Автор: Ирина САВИНОВА, Новгород
14 августа 2003
"Время Новгородское" № 32(132)
http://novtime.niac.ru/pressa.nsf/9cf4ebf5471adfd6c3256cc300270fd5/ce74d44642c3d947c3256d820048f474!OpenDocument

*

Войдите чтобы комментировать