РЫБАКОВ

Анатолий Васильевич


Рыбаков Анатолий Васильевич (1913-1984) родился в деревне Совинское Кирилловского уезда Череповецкой губернии ( с 1937 года Кирилловский район Вологодской области) в большой крестьянской семье. 

Кирилловский район расположен на северо-западе Вологодской области в 129 километрах к северу от Вологды и в 100 километрах от ближайшей железнодорожной станции Череповец. Удалённость района от Москвы — 593 километра, от Санкт-Петербурга — 624 километра.

Анатолий Васильевич получил начальное образование 4 класса  в церковно-приходской школе. Затем родители отдали  его в ученики к гармонному мастеру-кустарю. Учитель-кустарь не только делился  секретами мастерства со своим учеником, но и кормил своего подопечного. Таким образом уже с 11 лет Анатолий зарабатывал себе на хлеб ремеслом. С детства Анатолий умел играть на гармошке, вокруг него были шумные компании, в соседней деревне  ребята похулиганили и Анатолий попал в тюрьму на 4 года.

У Анатолия Васильевича были три брата: Пётр, Николай и Павел, и три сестры: Апполинария, Мария ( в браке Тарасенко) и Анастасия (в браке Варюшина). Младшие братья мастера А.В. Рыбакова Николай Васильевич и Павел Васильевич погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Старший брат Пётр Васильевич ( 1900 г.р)  был профессиональным военным.

Анатолий Васильевич Рыбаков, также как и великий певец Федор Шаляпин, не знал, где похоронена его мама Наталья. Во время войны его сестра Мария повезла маму в Ярославль к сестре Анастасие Васильевне, но до дома сестры не довезла и прямо с вокзала в Ярославле отправилась воевать на фронт. Старушка Наталья до дома дочери  не добралась. 

Гармонный мастер Рыбаков А.В. воевал в войне 1941-1945 г. Был дважды ранен, контужен, имел благодарности с профилем Сталина за хорошую службу.

Младший брат мастера

РЫБАКОВ

Павел Васильевич

(1922-1943)

Вернувшись с фронта домой в деревню Совинское Анатолий Васильевич оказался что называется у разбитого корыта: дом продан, работы нет, семьи нет. Он принимает решение переехать на постоянное место жительство в г. Бор Нижегородской области, где у него были друзья-земляки  Батов П.Н., Белов Н.Д., Жолтяков А.А., Савотин Д.К., Иванов И.И.

Не подлежит сомнению тот факт, что большое влияние на гармонный промысел  Нижегородской области оказали вологодские кустари. В Тульской и Кировской областях тоже было много гармонщиков, но именно черепони  (гармонные мастера с вологодчины ) облюбовали  Нижегородскую землю и продолжали на новом месте изготавливать кустарным способом любимые в народе инструменты  - гармоники-хромки. 

Нижегородский  гармонный мастер в 3-м поколении Николай Павлович Мякушев  приходится земляком Анатолию Васильевичу Рыбакову. Он родом тоже с Кирилловского района Вологодской области из д. Шульгино. Мякушев Н.П. рассказывает, что на вологодчине были гонения на гармонных мастеров до 70 –х годов 20 века, их записали в преступники – незаконный домашний промысел, обогащаются и не платят налогов. Приезжали воронки к дому гармонного мастера, его хватали, увозили, и больше в семье отца-кормильца никто не видел. Спасаясь от преследований финансовых инспекторов, мастера-гармонщики в подвалах своих домов рыли ямы до 4 м глубиной, оборудовали в них  мастерские и там под полом своей квартиры работали.

В поисках рынков сбыта Кирилловские мастера-черепони ездили в Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Выяснив, что в Нижнем Новгороде есть много потребителей гармоник и местная власть более лояльна к мастерам, чем на вологодчине, гармонщики сначала снимали жилье, а потом и перебирались на постоянное место жительство в Нижний Новгород и окрестности.

Павел и Лидия Генераловы, братья Иван и Александр Жолтяковы, Николай Кузин, братья Игорь и Николай Мякушевы, Григорий Пичугин, Павел Хухин , Пётр Вешкарёв– эти нижегородские мастера также приходятся земляками (выходцами из Вологодской области Кирилловского района)   борскому гармонному  мастеру Рыбакову Анатолию Васильевичу.

С будущей супругой Анатолий познакомился в гостях у своего друга  настройщика гармоней и великолепного наклёпщика голосовых планок  Павла Никаноровича Батова. Жена Батова работала на хлебозаводе и дружила с Анфисой Ивановной Батыловой, переехавшей после раскулачивания семьи её родителей в г. Бор из Мордовии. Анатолий и Анфиса были знакомы 2 недели, подали заявление в ЗАГС и поженились в 1946 году.

 

Анфиса и Анатолий Рыбаковы с сыном Колей и племянницей Зиной.   1949 г.

 

Анатолий Васильевич и Анфиса Ивановна вырастили шестеро детей: Николая 1947, Татьяну 1950 г.р., Виктора 1951 г.р., Наталью1954 г.р., Анатолия 1959 г.р. и Леонида 1961 г.р..  Молодая семья  Рыбаковых жила  сначала в небольшом деревянном домике 40 кв. м. на ул. ГОГРЭС  дом №21 возле 22 школы. Этот дом Анатолий Васильевич построил своими руками. 

В маленьком доме мастера Рыбакова не было отдельной мастерской. Анатолий Васильевич работал в углу кухни, огороженном двумя лавками. Дети никогда не заходили за пределы этого гармонного закутка. Имея большой опыт в наклёпке голосов и настройке гармоники, А.В. Рыбаков не тратил время на изготовление корпусов, а заказывал их столяру с ул. Воровского г. Бор  Александру Кузнецову. С готовым корпусом гармоники в дом Рыбаковых  Кузнецов часто приезжал на велосипеде.

Имея огород 11 соток, Анфиса Ивановна выращивала на нём редис, петрушку и укроп на продажу на рынке, а также делала заготовки на зиму в кадушках. Старшая дочь Рыбаковых Татьяна Анатольевна рассказала, что на зиму были всегда заготовлены 2 бочки капусты, бочка помидор и бочка огурцов.

Осенью хлопотливая мама шестерых детей Рыбаковых всегда ездила в Большие Орлы к своему дяде Емельяну и там на месте собирала грибы, мыла и засаливала в 3-4 ведерные кадки. 

Из домашней живности у Рыбаковых были куры и утки, пятнистая коза и поросёнок.

Имея уже шестерых детей, супруги Рыбаковы в 1963 году принимают решение построить более просторный дом из белого кирпича. И новый дом мастер Рыбаков тоже строил самостоятельно. Только крышу на новом доме у него помогал делать Александр Ларин и за эту работу получил от Рыбакова гармонику его работы.

Анатолий Васильевич устроился на работу вахтёром в Райпотребсоюз, где работал по графику сутки через трое. Там он отличился тем, что поймал с поличным вора и ему за это дали милицейский тулуп в качестве премии. 

Новый кирпичный дом Рыбаковы строили 6 лет. Кредитов в банке не брали. Выручало гармонное ремесло. В свободное от работы время Анатолий Васильевич  делал кустарные гармоники и возил их продавать на Молитовский рынок. Гармонисты-барыги, завидев его на рынке, буквально выхватывали у него из рук гармошку и начинали громко на ней играть, зазывая покупателей. Когда покупка гармони совершалась, гармонщик  Рыбаков обязан был заплатить гармонисту за рекламу своей гармошки.

Мне посчастливилось встретить в г. Бор на Тесовой гармонного мастера Маслова Георгия Павловича, который лично знал А.В. Рыбакова. Он рассказал, что по натуре Анатолий Васильевич был горяч, в разговоре жестикулировал руками и даже пальцы растопыривал. Маслов рассказал, что одно время работал вместе с Рыбаковым А.В  в  гармонной мастерской на Бору  и начальником у них был Савотин Д.К. 

Дмитрий Кириллович Савотин являлся лучшим настройщиком гармоней в г. Бор, но то советское время повлияло и на этого прекрасного специалиста. В те не очень далекие советские времена в 50-е и 60-е годы опоздание на работу строго каралось. Начальник обязан был подать на опоздавшего подчиненного бумаги в суд. А суд назначал наказание в виде ежемесячного отчисления некоторой суммы  из зарплаты провинившегося. Анатолий Рыбаков, имея уже 6 детей, крутился как белка в колесе, строил дом, прятался от финансовых инспекторов на чердаке своего дома и однажды опоздал на работу на 20 минут. Бумага от прилежного начальника Савотина Д.К. была отправлена в суд и у Анатолия Васильевича полгода высчитывали из зарплаты 6 рублей 20 копеек.

Денег для большой семьи у Анатолия Васильевича с официальной  и надомной работы всё-таки не хватало, и жена-домохозяйка Анфиса Ивановна подрабатывала тем, что шила на продажу ситцевые халаты и лифчики, а также вязала круглые коврики из старых вещей, распущенных на лоскуты и свитых в веревку. Для своего семейства Анфиса Ивановна вязала носки и варежки, шила безрукавки и даже одеяла были в доме не купленные в магазине, а сшитые дома на старинной швейной машинке. Верх одеяла был из цветных лоскутков ( пэчворк, как теперь говорят), а вторая сторона одеяла была из однотонного темного ситца, а между слоями ткани была разослана толстым слоем вата.

Анфиса Ивановна Рыбакова освоила техпроцесс изготовления мехов гармоники, что говорит о её талантах мастерицы и любви к делу мужа. Ведь мастеров-гармонщиков, у кого бы жена шила меха было по пальцам сосчитать.

В конце своей трудовой деятельности А.В. Рыбаков трудился в леспромхозе рабочим на пилораме, где зарабатывал 110-120 рублей в месяц. Для сравнения  средний сын Рыбаковых Виктор работал тогда рихтовщиком на  Борском Авторемзаводе и зарабатывал 180 рублей в месяц.

Когда младшему сыну Рыбаковых исполнилось 2 года, Анфиса Ивановна решила устроиться на работу санитаркой в больницу.

Она осторожно спросила у старшей дочери Татьяны о том, не будет ли она возражать против маминого трудоустройства, т.к. домашние хлопоты лягут на её плечи. Таня не возражала и даже обрадовалась, т.к. в начале года в школе дети всегда заполняли анкету, в которую входили графы о роде трудовой деятельности родителей и их судимостях. И дочери было неловко, что мама не работает.

                   

 

Семейство Рыбаковых в 1977 году:

Наталья, Виктор, Анатолий Васильевич, Анфиса Ивановна, Татьяна.

 

Нельзя сказать, что имя гармонного мастера Анатолия Рыбакова на слуху у нижегородских гармонистов. Рыбаков не всегда на корпусе гармоники вырезал свою фамилию. Отрадно, что этот простой рабочий человек поделился секретами изготовления кустарных гармоней с молодыми борским мастером Сергеем Федоровичем Вилковым ( 1928 г.р.). Они работали вместе в борском филиале артели Гармония с 1952 по 1956 г. под руководством Клочкова Н.И.

После закрытия филиала фабрики Гармония в г. Бор Сергей Федорович устроился на работу помощником мастера в чесальном производстве войлочной фабрики №6. Работая на войлочной фаб-рике, С.Ф. Вилков не оставлял  ремесло изготовления гармоней.

Он не делал гармонь полностью, но по кооперации с Тулуповым Е.П., Шитовым Л.Я., Ядровым Г.К., Гнусовым Ю.Н., Жолтяковым Н.А., Сторожевым М.И. выполнял ответственные работы по изготовлению сборок гармоники – системы рычагов, поднимающих и опускающих кнопки и клапаны. Цена гармони в 1970 годы была 2-2,5 тысячи рублей, а зарплата на фабрике 170-180 рублей. Ремесло изготовления кустарных гармоней давало существенный вклад в материальное обеспечение семьи борчанина-кустаря.

Вологодский мастер –кустарь «черепоня» А.В. Рыбаков прожил достойную жизнь, построил дом, вырастил детей, изготовил полсотни гармоник-хромок 25х25 и передал свои знания молодому мастеру. Его труд –это весомый  вклад в копилку славы города музыкальных мастеров Бор. 

Танских Л.Б., г. Бор.  02.12. 2015 г.

 

Войдите чтобы комментировать