Печать
Просмотров: 15174

Баян с готовым аккомпанементом имеет на левой стороне клавиатуру из вертикальных рядов кнопок. 1-й и 2-й ряды — басы расположены по кварто-квинтовому кругу (Е, A, D, G, С, F, H, Es и т. д.), 3-й, 4-й, 5-й ряды — аккорды (мажорные, минорные, септаккорды, построенные от соответствующего басового звука). При нажиме одной кнопке звучит готовый аккорд.

 


Баян готово-выборный имеет на левой стороне клавиатуру с готовым басо-аккордовым аккомпанементом и выборную (см. левая по правой.)

Борины — складки, из которых состоит мех гармоники.

В разлив — основной голос и два дополнительных, настроенных на один тон и звучащих выше и ниже на три-четыре колебания.

Валиковая механика — группа валиков, с помощью которых при нажатии клавиши (или кнопки) открываются определенные клапаны, составляющие аккорд.

Венские гармоники (венки) — двухрядные (трехрядные) диатонические гармоники с разными звуками при смене движения меха, сформировавшиеся по строю, системе аккомпанемента, форме корпуса и основных деталей механизмов на венских гармонных фабриках и получившие большое распространение во многих странах и, в частности, в России. Затем в России стали изготавливаться отечественные модели по образцу венских. Полувенки — то же самое, но меньшего размера.

Голос(голосник) — см. язычок.

Готовый баян — баян с готовым басо-аккордовым аккомпанементом на левой клавиатуре (название употребляется в обиходе).

Губная гармоника — разновидность гармоники, приводимая в действие не мехами, а дыханием играющего. Она состоит из следующих основных частей: резонатор с отверстиями для вдыхания воздуха (основание корпуса), две (или одна) металлические планки с проскакивающими язычками, две металлические крышки, предохраняющие голоса от повреждений и определяющие форму инструмента.

Гудок (гудочек) — детская игрушка-гармоника без клавиатуры.

Дека ломаная или резонаторный канал — углубление по всей длине деки. В нем приглушается звучание голосовых язычков и преломляется поток звуковых волн, сочетаясь с колебанием воздуха, заключенного внутри резонаторного канала. Низкие тона усиливаются, средние приглушаются, а самые высокие, резкие ослабевают и таким образом смягчается и облагораживается тембр звука. Дека ступенчатая (то же, что и ломаная), но углубление по всей длине деки создается за счет уступа (ступеньки), закрытого сверху планкой.

Заемная механика — группа рычагов и валиков, с помощью которых производится дополнение звуков из басов в аккорды, и наоборот (в разных октавах).

Левая по правой — определенное расположение клавиш клавиатуры в хроматической трехрядной гармонике, при которой левая клавиатура имеет тот же порядок, что и правая, но в более низком регистре.

Ножные басы (ногофон) — гармоника-бас, состоящая из нижней и верхней плоскости, между которыми находится мех (обычно в одну, редко в две складки). На верхней плоскости расположена клавиатура, имеющая два ряда круглых педалей, которые нажимаются ногами; одновременно мелодия и аккордовый аккомпанемент исполняются на ручной гармонике.

Перерамок — деревянная рамка, заменяющая одну из борин и укрепляющая мех.

Однорядная гармоника — гармоника, на правой клавиатуре которой клавиши (или кнопки) расположены сверху вниз в один ряд. Двухрядная — расположенные в два ряда клавиши и т. д.

Планка — металлическая рамка с прорезью, над которой крепится металлическая пластинка (голос или язычок). Проскакивая в прорези под действием струи воздуха, эта пластинка колеблется и издает звук.

Полубаян — баян с клавиатурами уменьшенного размера (по диапазону).

Прихлопки — приспособления, находящиеся на левой стороне гармоники, с их помощью открывается ряд клапанов, создающих звучание того или иного аккорда. Эти клапаны соединяются системой рычагов с валиковой механикой.

Регистр — дополнительные планки, которые по желанию исполнителя можно включать в тот или иной момент игры. Действие таких планок имеет определенную акустическую основу. Звучание одного колеблющегося язычка слабее (так как слабо звучит основной тон), но резкое, ибо в гармонике, по самой ее природе, слишком сильны обертоны, особенно верхние секундовых соотношений, создающие плотный звуковой фон. Чтобы звук стал более полным, добавлялся ряд язычков, звучащих октавой ниже основного тона, а чтобы усилить звучание гармоники, придать ей «звонкость», добавлялись язычки, звучащие октавой выше основных. Так искусственно создавалось нужное соотношение между основным тоном и обертонами. И второе: с помощью включения дополнительных планок можно было разнообразить тембр звука. Как следствие явилась возможность увеличения диапазона инструмента с помощью переключения регистров.

Французская и немецкая системы. Во французской (русской) и немецкой (итальянской) системах при нажатии одной и той же клавиши звуки разные при смене движения меха: те, которые звучат во французской на сжим меха, в немецкой — на разжим, и наоборот. Самая нижняя нота в гармониках французской системы звучит на разжим меха, а в немецкой — на сжим.

Хроматика — двухрядная гармоника, имеющая все звуки хроматической гаммы, приспособленная для ведения мелодии (прима) или аккомпанемента. Применяется в ансамблях.

Четырехголосный инструмент — одновременное звучание (в унисон или в октаву) четырех голосов (язычков) при нажатии одной клавиши на правой клавиатуре. Исходя из этого принципа, могут быть одноголосный, двухголосный, трехголосный инструменты.

Язычок — металлическая пластинка, прикрепляющаяся над прорезью рамки. В зависимости от размеров язычка при его колебании получаются разные по высоте звуки.

 

Войдите чтобы комментировать