В самом разгаре сезон отпусков, к сожалению, не у всех жителей региона есть возможность отправиться в дальние путешествия. Но в Саратовской области есть много интересного, что стоит посмотреть и, может быть, удивиться 

 

Экспонаты звучат 

«АиФ - Саратов» продолжает рассказывать о достопримечательностях региона, один из которых - саратовская гармошка. О  ее истории рассказал директор музея, посвященного этому уникальному бренду, Павел Никитин. 

- Павел, когда родилась идея создать такой музей? Зачем он нужен? 

- Идея не родилась вдруг, она существовала давно. Многие горожане, кто постарше, помнят, как на саратовской гармошке играли на праздниках, в домах, на улице. Мне приходилось слышать рассказы старожилов, которые помнят ее: «Звучание не спутаешь ни с чем, оно такое задорное, веселое». 

Когда-то у нас была мастерская по производству и ремонту этих уникальных музыкальных инструментов, работали мастера, но в 90-х она закрылась.  Пять лет назад по инициативе Валерия Радаева начали возрождать и почти забытое ремесло и неповторимый звук. Участвовало в этом большое количество неравнодушных людей. К счастью, сейчас в области есть не только музей саратовской гармоники (в СГТУ имени Ю.А.Гагарина), но появились и мастера-изготовители. Каждый год теперь проводится фестиваль «Звучит гармонь саратовская», собирающий музыкантов со всей области.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

В жизни каждого человека есть незабываемые, яркие события, память о которых не тускнеет с годами

Для Виктора Храмова — это встреча с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным.

Доигрались до Москвы

Живет этот энергичный, работящий, преданный сельской культуре человек в селе Богородское Мокшанского района. Славится виртуозной игрой на гармошке и баяне.

— Мне было семь лет, когда отец привез «хромку» из Мокшана, — вспоминает Виктор.

Что интересно, именно гармошке обязан он встречей с Юрием Гагариным.

Произошло это в Москве, на ВДНХ, где Виктор выступал в составе ансамбля «Трудовые резервы» (учился тогда в Пензе, в профессионально-техническом училище № 1).

— Руководил коллективом, состоящим из учащихся ПТУ, знаменитый гармонист Иван Савельев, — рассказывает Виктор Алексеевич. — Он был не только талантливым музыкантом, но и одаренным педагогом. Сумел заинтересовать нас, сплотить. Все говорил, мол, поедем в Москву выступать — узнает о вас вся страна.

И правда, после нескольких месяцев репетиций ансамбль отправился в столицу и выступал в Колонном зале. Позже были участ­никами концерта в Большом театре и Театре Красной Армии.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Высокий исполнительский уровень гармонистов-«рояльщиков», включенность гармоники в различные сферы традиционной культуры стимулировали качество гармонного промысла. Однако массовое производство, характерное для городской промышленности, не получило своего развития, несмотря на то что многие лучшие мастера, делавшие рояльные гармоники, жили именно в городах. Только в городе Ельце и его округе в начале ХХ века работало более 70 мастеров-кустарей, производивших рояльные гармони. Работы лучших мастеров начала ХХ века и сейчас находятся в активном бытовании.

 Высокие темпы развития промысла, рост популярности инструмента в Липецкой и на севере Воронежской областей вызывали усиление конкуренции на гармонном рынке. В 1920-е годы братьями Иваном и Алексеем Черных в городе Ельце была открыта мастерская по производству рояльных гармоник «Красная гармонь». На ней одновременно трудилось до 60 человек. Мастерская была самым крупным артельным производством за все время существования гармонного промысла и работала около десяти лет. Спустя 90 лет, в 2013 году, в Елецком музее народных ремесел и промыслов состоялось открытие мастерской по изготовлению елецкой рояльной гармони, что послужит сохранению традиции изготовления уникального музыкального инструмента.

 Его выделяет ряд конструктивных особенностей, которые в комплексе позволяют отличить рояльную гармонику от других разновидностей гармони. Основными признаками «роялки» являются два вертикальных выносных грифа и три клавишные клавиатуры, при этом на левом грифе клавиши располагаются с двух сторон: лицевой (клавиши басов) и тыльной (клавиши аккордов). При смене направления движения меха звуки на рояльной гармонике не изменяются. Управление мехом осуществляется с помощью кистевого ремня, закрепленного вдоль ребра грифа левой клавиатуры, и пальцевого ремня, зафиксированного на подвижной металлической планке с тыльной стороны правого грифа.

 Рояльная гармоника представлена несколькими моделями, отличающимися друг от друга строем и количеством рядов клавиш (см. Приложение «Конструктивные модели елецкой рояльной гармоники»). В зависимости от строя и конструкции правой клавиатуры выделяются диатонические (однорядные) и хроматические (двухрядные и многорядные) гармоники. Двухрядные инструменты называют гармониками «с полутонами». В свою очередь каждая из перечисленных моделей имеет различные модификации. Гармонные мастера и народные музыканты определяют разновидности инструмента по числу «пар» (наименование баса и относящегося к нему аккорда на левом грифе инструмента): «шестипарка», «семипарка», «восьмипарка».

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (1 ответов).

На фоне разных  слухов  о электронной гармони, продажей которой занимается Владимир Бутусов, мы решили выяснить настоящую историю её происхождения. В чем нам помог сам Владимир, любезно согласившись разобрать и сфотографировать гармонь снаружи и изнутри.

 Итак. Начало этой истории берет корни аж в 80 хх годах в Харькове. Начинающий музыкант Михаил Сиволап, закончивший Полтавское музыкальное училище по классу баяна, заинтересовался исполнением электронной музыки на баяне. Для этого предстояло превратить баян в музыкальный синтезатор. Был разобран клавишный синтезатор Yamaha, и его электроника была установлена в баян. Получилось неплохо, знакомые стали интересоваться аналогичным инструментом и постепенно установка электроники из синтезаторов стала одним из направлений его деятельности. Музыкальная карьера повернула в сторону карьеры инженера. Но прогресс не стоит на месте, начали появляться комплекты для «электрификации» от производителей Blue Line, Totter Midi, Musictech. Когда эту электронику начали массово устанавливать в баяны и гармони любых производителей, стало ясно, что без собственной системы электроники дело погибнет.  

 Поэтому Михаилом Сиволапом был разработан собственный миди-контроллер. В процессе создания контроллера и панели управления, учитывая музыкальное образование разработчика, были проработаны все тонкие моменты, связанные с самой игрой на инструменте. Например, такие, так размер, расположение и отзыв кнопок.

 Продвижением контроллера  на правах партнера и было предложено заняться Владимиру Бутусову.

 Сама панель управления с течением времени подвергалась постоянным улучшениям. Сначала её экземпляры были довольно толстыми. Их можно видеть на первых презентационных роликах в Youtube. Затем она становилась всё тоньше и тоньше, причем размер самих кнопок разработчики стараются оставить без изменений, т.к. при дальнейшем уменьшении размера кнопок страдает удобство и скорость их нажатия в процессе игры. Чем выгодно отличается от той же системы Totter Midi.

 

 

 

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (9 ответов).

 

Фото: Андрей АБРАМОВ

Восемь фактов о популяризаторе народной музыки

Виталий Вольфович на Южном Урале легендарная личность! Всю свою жизнь он посвятил народной музыке, и это движение нигде не получило столь яркого и широкого развития, как в Челябинской области. Его узнавали на улицах не только Челябинска, его знали и любили жители всего региона. У него огромное количество почитателей!

 В апреле 2016 года создателя и руководителя центра народной музыки «Гармонь» не стало. Дочери Виталия Абрамовича, Полина и Маргарита, учредили благотворительный фонд «Вольфович».

 — В ближайшее время будет также открыт музей Виталия Вольфовича, который желающие смогут посещать бесплатно, он будет полностью финансироваться из средств фонда, — рассказали дочери.

 «Комсомолка» вспоминает несколько интересных фактов из жизни Виталия Абрамовича.

Войдите чтобы комментировать