Интервью с руководителем Кубанского Казьего Хора Виктором Захарченко.

«Москва, Кремль, Сталину» - и бросил в почтовый ящик. «Забудем культуру - не будем народом»




Я и подумать не мог, что оно наделает столько шума. Себя-то не жалко, все там будем. А вот песни должны людям оставаться, без них душа пустеет. Запиши сынок, да спой их, чтобы наша казачья слава не пропала»

Под руководством Виктора Гавриловича Захарченко Кубанский казачий хор стал знаменитым во всем мире. О силе народной песни, о главных ценностях наш разговор с известным композитором

Без песни душа пустеет

- За сегодняшним ритмом жизни поспеть сложно. Меняется все: мода, пристрастия, уклад, даже ценности. Но народная песня остается. В чем ее секрет? 

- Знаете, почему песни называют душой народа? Обратите внимание, народные - всегда назидательные, глубокого смысла. Они не для расслабления - это слишком примитивно. Колыбельные, обрядовые - они направлены на сохранение семейных ценностей, непорочности, стыдливости. Как-то на одном из концертов Кубанского хора в Пятигорске ко мне подошла женщина, рассказала, что родом с Кубани.

Потом призналась: «Мне 68 лет, а я до сих пор помню, как пела моя бабушка. Иногда пою их и плачу. А порой думаю - помру и песни с собой на тот свет унесу. Себя-то не жалко, все там будем. А вот песни должны людям оставаться, без них душа пустеет. Запиши сынок, да спой их, чтобы наша казачья слава не пропала». 

Вот и весь секрет. Это со­временные песни в усладу. Порой даже непонятно, какую информацию они несут. К сожалению, сейчас в мире главенствует глобализм. Он стирает границы государств и размывает все национальное. Такое чувство, что поставлена задача - уничтожить все индивидуальное, превратить народ в быдло, которым легко управлять. И сопротивляться этому, сохранить самобытность может только искусство. Фольклор, традиции - это сущность и сердцевина каждого народа. Если мы забудем язык, культуру, обряды - будем уже не народом, а населением. Допустить это никак нельзя. 

- Виктор Гаврилович, у со­временных детей много возможностей, но нет четкой цели. Многие заканчивают школу и толком не могут определиться, кем же они хотят быть. Почему такое происходит?

 - Знаете, как у человека определяется смысл жизни? Тем, что ребенка окружает, тем, что он читает, с какими людьми общается, кто его направляет. О чем сегодня больше всего говорят - о том, что миром правят рыночные отношения. Что показывают по телевизору? Насилие, убийства, разборки. Ну как маленькому человечку во всем этом разобраться и найти правильный путь!

- Вы выросли в станице, где ни о каких благах цивилизации не было речи. Как вы шли к своей цели?

- Могу сказать про себя: несмотря на то, что детство и юность пришлись на тяжелые послевоенные годы, Господь посылал людей, которые помогали и направляли меня. У нас дома до 17 лет не было даже радио. И черпать какие-то знания можно было только из книг. Вот я и читал взахлеб. Казалось, за нашей станицей огромный мир. И так хотелось его посмотреть.

Что касается музыки, то семья у меня была музыкальная - отец пел, мать играла на балалайке и все время пела. Времена были страшные, отец не вернулся с фронта. Мой брат умер от голода. Тем не менее, надо было как-то жить. Под­держивать друг друга. И песни не давали упасть духом.

В 1942 году моя станица Дядьковская была в оккупации. Уходя, фашисты собрали все небольшое станичное богатство и подожгли его. Среди этих трофеев была и гармонь. Мой старший брат подбежал к этому пылающему костру, выхватил инструмент и убежал. Я помню, когда взял ее в руки, меня охватило состояние счастья. 

Мечта о музыке была невероятная. Я настолько ее любил, что в 5 классе (это был 1949 год) со всей детской непосредственностью и наивностью написал Сталину письмо. Что я хочу стать артистом и композитором. Но у нас в станице нет ни кружков, ни фортепиано, ни баяна, ни других инструментов.

Суть письма сводилась к тому, чтобы за мной приехали и забрали учиться. На обложке тетради, в которой было мое обращение, написал: «Москва, Кремль, Сталину» - и бросил в почтовый ящик. Я и подумать не мог, что оно наделает столько шума. 

Через какое-то время получил ответ: «Дорогой Витя, в нашей советской школе открыты все двери, учись на 4 и 5 - и ты станешь артистом». Я очень расстроился, что меня сразу не забрали учиться. 

А потом… в станицу приехала целая комиссия, проверили школу, сняли директора. Меня стали травить. Дети обзывали артистом и композитором. Учителя стыдили: как я осмелился написать самому Сталину. 

В общем, в школу я перестал ходить… И продолжалось это полгода, пока не назначили нового директора Михаила Петровича Рыбалко. Он был настоящий педагог. Пришел к нам домой и по-отечески, по-доброму поговорил со мной.

Убедил, что продолжить учебу надо. А главное - пообещал научить играть на баяне. И я был так счастлив, когда в школу купили инструмент и даже давали мне брать его домой. 

Такие люди в жизни мне встречались нередко. Вот удивительно: когда было трудно и бедно, все старались помочь друг другу. Сейчас же, когда есть практически все, людей захлестнул эгоизм. Это неправильно. Мир спасет доброта. Иначе мы сами себя обречем на никчемное существование. 

Мечты сбываются 

- Виктор Гаврилович, вы можете сказать, что все ваши мечты сбылись?

- Сегодня, с высоты прожитых лет, я иногда поражаюсь: как мальчик, выросший в сложнейших условиях, смог добиться всего этого?

Я всегда вел дневники. И у меня есть запись, датированная 1962 годом: «Есть Сибирский хор, есть хор имени Пятницкого. Почему нет Кубанского хора?» Тогда я был студентом и даже не думал, что через десяток лет возглавлю Кубанский казачий хор, о котором узнает весь мир. Почему это произошло? Я несказанно люблю свое дело. 

И уверен: именно поэтому судьба сводила меня с талантливыми учителями, артистами и просто хорошими людьми.


Фото: www.russianlook.com



Денис kriuchkov аватар
Денис kriuchkov ответил в теме #17154 7 года 7 мес. назад
молодец!
Москва. Кремль. Путину.
А в ответ тишина!