Печать
Просмотров: 13137

Районный конкурс"Ярмарка идей"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Васильевская средняя общеобразовательная школа"
Великоустюгский район Вологодская область

"ГАРМОНЬ И ЧАСТУШКА В БОРЬБЕ ЗА ПОБЕДУ"

Работу выполнили: Плешкова Дарья Александровна, 11 класс
Шильцева Ксения Сергеевна, 11 класс

Руководитель: Морозова Нина Алексеевна, учитель литературы.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность темы.
  2. Из истории частушки и гармони.
  3. Боевая частушка.
  4. Частушка в тылу.
  5. На посиделках у "Завалинки".
  6. Заключение.
  7. Литература

Актуальность темы


Накануне 65-летия со Дня Победы русского народа в Великой Отечественной войне мы задумались над тем, а все ли знаем о том поколении, которое выстояло в лихую годину? Что помогало людям 40-х крепить свой боевой дух? Откуда черпали они силы, мужество, терпение? Как мы, молодое поколение, можем выразить им благодарность за Победу, за свое счастливое детство?

Вопрос непростой, но мы постарались найти ответ на него на примере военной частушки и самого распространенного в те годы музыкального инструмента – гармони.

Частушка у русского народа – самый известный и любимый жанр. Она живет по своим, только ей самой известным законам. Частушка неразрывно связана с жизнью народа, чутко и молниеносно реагирует на все новое, а также быстро вызывает и ответную реакцию.

Русский человек по натуре своей – человек творческий. Частушки рождались, как говорится, на ходу. Авторами их были как женщины, так и мужчины.

Вологодский писатель, журналист Анатолий Ехалов как-то сказал: "Гармонь и частушка имеют огромный энергетический потенциал и способны пробуждать в русском, да только ли в русском человеке мощную ответную реакцию, подобную скрытому атомному реактору".


Из истории частушки и гармони




Гармонь! Гармонь! Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень.
Гармонь! Гармонь! Родимая сторонка –
Поэзия российских деревень.

А. Жаров

С каким вдохновением мы вспоминаем сегодня старые, давно минувшие времена. Далеко было слышно гармонь в деревенской тишине. И деревенские парни, какие бы они ни были: самые широкоплечие, кучерявые, белозубые, прямоносые, - все мечтали о гармони. Не для того, чтобы стать первее других, а просто так – растянуть меха, пробежать пальцами по ладам и басам, расплеснуть залихватский перебор по деревенской улице, по полям и лугам, по реке, до соседних деревень, где живут девки, всегда красивее и желаннее своих. Игра одного гармониста отличалась от другого. Все знали в округе своих гармонистов. И у нас такой есть – Коковин Борис Арсеньевич 1933 года рождения. Он самостоятельно научился играть на гармошке, одолел и баян.

Наша Сухона – река
Широка и глубока.
С подружкой выставим окошечко
Для Бори - игрока.

Борис Арсеньевич постоянно выступает на сцене нашего Дома Культуры в праздники, несколько раз бывал в школе, рассказывал о гармошке, пел частушки и играл. Ребята всегда слушали его, затаив дыхание.

Коковин Б. А.
Коковин Борис Арсеньевич

Гармонь и частушка неразделимы.

В прошлые века частушка в прямом смысле слова "гуляла" по Руси. И ничто не могло ее остановить. Возьмем хотя бы праздник в довоенной деревне. В школьном музее есть записи воспоминаний местных жителей о том, как проходили праздники. "В доме собиралась обычно родня, человек по 20-30. Хозяева дома угощали гостей, они и следили за ходом дела за столом. Женщины пили мало, незамужние вообще не пили. А мужчинам разрешалось в праздник выпить. Хозяева на празднике вели себя очень строго: пей, но будь трезвее самого трезвого из гостей, иначе стыд и срам. Пели песни на таких праздниках: "Шумел камыш", "На Муромской дорожке", "Златые горы", "По долинам и по взгорьям", "Там, вдали за рекой"… И, конечно же, всегда звучала частушка. Самая бойкая женщина выскакивала на середину комнаты и, обращаясь к хозяевам, запевала:

Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в вашем доме половицы лопнут?

Потом вызывает кого-нибудь из мужиков:

Я плясала, топала, вызываю сокола.
И такого сокола – ростом невысокого".

Это был такой всплеск эмоций, такое неподдельное веселье, такое массовое буйство, доходившее до драк, что другими словами это не назовешь. Весь праздник был наполнен весельем: играли гармошки, буйно плясали "кружком", "ухали", пели лихие частушки.

Часто по 50 и более крепких деревенских парней собиралось летом на гуляния. Энергия, ухарство, дерзость лились через край.

На деревенский праздник собиралась молодежь из всех ближних деревень, случалось, приезжали издалека. Гармонисты всегда были с гармошками, которые пели на разные голоса. Любили ту гармонь, которая была самая звонкая. По игре узнавали игрока. Не выразить словами, это надо было почувствовать, насколько поднимала человека гармонная игра и частушка.

Из воспоминаний Чупровой Марины Александровны: "Праздники справляли весело взрослые и молодежь. У мужчин была заядливая игра в городки, попа-погоняла. Молодежь гуляла на лугу, качались на качелях, ходили друг к другу в гости и играли на гармошке. Особенно я любила тальянку с колокольчиком. Когда началась война, веселье в деревне притихло".

К содержанию

Боевая частушка


В 1941 году грянула война. И эти дерзкие, задиристые парни были мобилизованы на фронт. Многие из них, кто не мыслил жизни без гармошки, брали ее с собой. Вспомним поэму "Василий Теркин" Александра Твардовского. Гармошка в годы войны помогала бойцам и на привале, и в бою.

"Очевидцы рассказывают, что во время второй мировой войны нередко были случаи, когда наши бойцы ходили в психическую атаку против немцев с гармошками. По флангам и в центре шли гармонисты, играя вологодскую "под драку" или тверскую "бузу", или уральскую боевую. При этом бойцы издавали характерное мычание. На немцев эти атаки наводили непреодолимый ужас" (из газеты "Вологодская неделя" за 2003 г.).

Массовый героизм, проявляемый нашими бойцами на всех фронтах, объясняется внутренней дерзновенной энергией русского человека. А боевая по духу частушка, словно отлитый в кузницах народной души снаряд, который вырывался и поднимал солдат в атаку.

Боевые частушки складывались мужчинами и пелись мужскими голосами.

Мы нигде не пропадали,
И теперь не пропадем.
Нашей маленькой партеечкой
Большую зашибем.

За деревней грохнул выстрел,
По реке пошел туман.
Удираешь с первой пули –
Это, хрен, не атаман!

А ничего я не жалею
И ничем не дорожу!
Если голову отломят,
Я корчагу привяжу.

Били, били, колотили
В поле у рябинушки.
А перевязывали раны
Все четыре милушки.

Моя финка пятый номер,
Позолоченный носок,
Если кто еще не помер,
Припасай на гроб досок!

Из обреза по нарезу
Пуля устремилася,
До врага она дошла
Да в нем остановилася.

Итак, частушка на фронте не просто продолжала жить, а помогала "ковать" Победу, содержала очень важный воспитательный момент.

Слово в боевой частушке образное, меткое, иногда жаргонное, хулиганское, но твердое, чеканное, отражающее то суровое время. Оно давало боевой настрой солдату. Мы побывали в гостях и одну из таких частушек записали со слов Коковина Б. А.

Нам не страшно умирать,
Только мало сделано,
Только жаль старушку-мать
Да березку белую.

К содержанию

Частушка в тылу


Чечулинская Тамара ИвановнаЧастушка в военное время поддерживала народ и в тылу, в основном женщин, помогала приблизить День Победы. Женщины в деревне находили минутки свободного времени для отдыха. Собирались вместе погоревать и порадоваться. Тут не обходилось без частушки. Замолчали гармошки, запели под балалайки, а иногда и без сопровождения. Одна из таких балалаечниц военной поры Тамара Ивановна Чечулинская жила в деревне Есиплево Красавинского поселения, с юных лет записывала частушки. Мы побывали у нее в гостях. Много интересного рассказала о жизни в годы войны, и как от отца пришла похоронка, и как она ездила в Мурманскую область на место его захоронения. Когда сильно заболела, передала в школьный музей свою тетрадь с пятьюстами частушками. Мы ей очень благодарны и храним ее подарок как самый ценный экспонат.

Вот некоторые частушки из ее тетради о войне:

Не бракуйте, девки, раненых,
Не надо браковать.
Они за нас, за нашу Родину
Ходили воевать.

Лейтенанта полюбила
Думала, что будет мой.
Он довез до Ленинграда
И скомандовал: "Домой"!

Зазвонили во соборе,
По России звон лился.
Ясноглазый ягодинка
На войну отправился.

В деревне Большая Синега в простой крестьянской семье родилась Булавченкова Ольга Васильевна. С детства научилась играть на балалайке и в годы войны скрашивала одиночество деревенских женщин. Теперь эта женщина живет в деревне Скорнякове. Теперь ей 73-й год, сильно болеет, но частушка и балалайка скрашивают ее домашний быт.


Ольга Васильевна (справа с балалайкой) на концерте

Побывав в гостях у Ольги Васильевны, мы записали частушки, которые она нам спела:

Ты, Германия, Германия,
Затеяла войну.
Ну, какой вояка – дроля
На семнадцатом году.

Ягодиночка убит,
Убит у Севастополя.
Ему вырыта могилушка
В лесу у тополя.

Окаянная Германия
Стоит на берегу.
Кабы было много силушки
Спихнула бы в реку.

Никогда я не забуду
Эту страшную войну.
Как с коровами на пару
Мы таскали борону.

В нашем школьном музее побывали Плешкова Зоя Афанасьевна (г. Красавино), Кожанова Валентина Николаевна (с. Васильевское), Штольп Генриетта Ивановна (д. Полутово). При встрече с нами они передали в музей по нескольку десятков частушек, записанных ими по памяти.

Особо хочется сказать о жительнице деревни Полутово Генриетте Ивановне. Эта талантливая женщина сама сочиняет стихи и очень любит частушки.

В них выражена печаль разлуки с миленочком, ушедшим на фронт.

Вот и думай думушку,
Оставил свою девушку.
Сам поехал воевать,
Её оставил горевать.

Мы с подругой сиротинки,
Наши дролечки в бою.
Проливают кровь горячую
За Родину свою.

А вместе с тем звучит стремление помочь любимым на фронте.

Давай, милая подруженька,
Винтовку изучать.
Добровольно мы поедем
Ухажоров выручать.

Дроля, в армию поедешь,
И меня возьми с собой:
Буду раны перевязывать,
Служить буду сестрой.

В частушках отражаются места, где воевали любимые, ход военных событий.

Немцы заняли Варшаву,
Бог, помилуй Ригушку.
В Риге пушкам обучают
Дорогого милушку.

Дорогие девушки,
Любите раненых ребят.
Они не в драке пострадали,
А за город Ленинград.

Когда приходили письма с фронта, по «свежим следам» сочинялась частушка.

Пишет милый из окопов:
«Долго дома не бывать,
Моя дролечка – винтовочка,
Земля – родная мать».

Когда начали приходить раненые с фронта, и опять зазвучала частушка.

Раньше я тебя встречала,
Дролечка с тальяночкой,
А тепере я встречаю
Инвалида с палочкой.

Мы чувствуем в частушках печаль и тоску о тех, кто погиб.

Ягодиночка убит,
Фуражка в кустике лежит.
Сам на травке зеленой
Лежит, не думает домой.

Дайте, дайте на убитого
На дролечку взглянуть.
На его тяжелы раны,
На простреленную грудь.

Вот и кончилась война,
Прошли бои великие.
Очень жалко тех ребят,
Которые убитые.

Когда приносили похоронки, опять горе в семье, которое выливается в частушку, а вместе с ней выплескивается то, что камнем лежит на душе.

Получила письмецо,
А там бумага черная.
Дорога подруженька,
От дроли похоронная.

Ягодиночку убили,
Тяжело и ранили.
Протекала речка крови,
Надо всей Германией.

В частушках звучала сатира, осмеяние в адрес Адольфа Гитлера, тем самым выражалось негодование и ненависть к нему и всей немецкой нации.

Сидит Гитлер на заборе,
Плетет лапти языком,
Чтобы вшивая команда
Не ходила босиком.

Распроклятый ты, германец
Много горюшка нанес.
У баб мужей, у девок дролечек
В Германию увез.

Распроклятые германцы
Навязались воевать,
Всех в солдатики угнали,
Милому не миновать.

Были частушки-призывы, успокаивающие женщин, заставляющие их верить в скорую Победу.

Не ревите, девки, бабы,
Скоро кончится война.
Гитлер в бане уходился,
Похоронная пришла.

Белый конь, белый конь,
Белые копыта.
Скоро кончится война,
Поедим досыта.

В годы войны молодые женщины работали на заготовке дров в лесу, многие были направлены на рытье окопов под Ленинград. И об этом тоже пелось в частушках:

Я в лесу дрова рубила,
Ко мне вышел партизан.
Он сказал мне два словечка:
«Дорогая, пойдем к нам».

Девушки, война, война!
Девушки, дрова пилить.
Девушки, война заставила
Заочников любить.

Война изменила судьбы многих девушек той поры. Горечью обиды наполнены вот такие частушки:

Ты война, война, война!
Война меня обидела,
Война заставила любить,
Кого я ненавидела.

Вокруг могилочки хожу,
Земелька рассыпается,
Я любимого бужу.
Он спит – не просыпается.

Я с окошка на окошко
Цветик переставила.
Распроклятая война
Без милого оставила.

В нашем селе живет Деревнина Надежда Алексеевна. Она всю жизнь проработала в школе учителем, любит петь и плясать. Надежда Алексеевна показала свою тетрадь с песнями и частушками. Два листка из этой тетради она разрешила взять нам на память.


Деревнина Н. А. на концерте (первая от баяниста).

И наконец – долгожданная Победа. «Радость со слезами на глазах» так чувствуется и так льется из частушек послевоенного времени.

Вот и кончилась война!
Прошли бои великие.
Жалко, жалко тех ребят,
Которые убитые.

Девушки, 9 Мая
Будем вечно вспоминать.
В этот день наши залеточки
Кончали воевать.

Мы ходили на войну,
Немцев повидали.
И зачем же боги нам
Их сюда прислали?

Жестокой ценой поплатился русский народ во имя Победы. Все, что пережито в войну, тяжкие последствия её не сотрутся в памяти народной. Частушки помогут сохранить эту память.

Пятьдесят лет отмечаем,
Вспоминаем всех бойцов.
Сколько маленьких детишек
Все остались без отцов.

Пятьдесят годов мы прожили,
Как закончилась война.
Сколько слез-то было пролито,
Не забудем никогда.

Тысячи гармонистов улеглись на вечный сон в своих неоплаканных могилах. Реже в деревнях после войны зазвучала гармошка. Но частушки продолжали слагать. Послевоенная частушка приобретает форму исповеди, жалобы женщины-вдовы на свою судьбу. Во время неизбывного горя молодая вдова и пела, и плакала одновременно. Слушая ее, и другие женщины ревели в голос.

Ягодиночку убили,
Да и мне бы умереть.
Ни который, ни которого
Не стали бы жалеть.

Ягодиночку убили,
Умереть бы девушке.
Мы бы вместе погуляли
Во сырой земелюшке.

Мне больше по лесу не хаживать,
Цветов не собирать.
Мне больше с миленьким не гуливать
И вместе не бывать.

Зеленая веточка
Не гнется, не качается,
Без тебя, мой дролечка,
Не спится, не гуляется.

А женщины, у которых мужья вернулись калеками, взяли на себя всю тяжесть крестьянского труда.

Ой, война, война, война,
Гитлером затеяна.
У залетки моего
Ноженька потеряна.

Кабы, кабы не германец,
Не германская война,
Не гуляла бы я девушка
Без милого одна.

К содержанию

На посиделках у "Завалинки"


В центре Селиванова Нина Прокопьевна
В центре Селиванова Нина Прокопьевна

Мы побывали на посиделках «Завалинки» в сельской библиотеке. Женщины пели частушки на военную тему. На балалайке играла Селиванова Нина Прокопьевна. Их пение было настолько задорным и чувственным, что нам самим захотелось спеть вместе с ними.

Ой, Германия, Германия,
Наделала чего:
Девяносто девять девок
Обнимают одного.

Ой, война, ты цело море
Горя нам доставила –
Лучших мальчиков сгубила,
Выбой нам оставила.

Распроклятая Германия
И Гитлер – сатана.
Раньше я гуляла с дролечкой,
Теперь хожу одна!

Вот и кончилась война,
Не обрадела девушка.
Моего-то милого
Взяла сыра земелюшка.

Ягодиночка убит,
Убит у вересиночки;
Похоронную читала –
Капали слезиночки.

Я сижу и думу думаю –
А думушка одна:
Как бы весточку услышать,
Что закончится война.

Старшее поколение – это неисчерпаемый источник словесного народного творчества. Мы благодарны всем тем пожилым людям, которые делятся с нами своими воспоминаниями и помогают понять прошлое.

К содержанию

Заключение

Военная частушка – это часть всей необъятной, как океан, стихии словесного народного творчества.

Она в 40-е годы XX века была естественной необходимостью, даже можно сказать потребностью для народа. Она выражала душевное состояние людей, утешала, помогала пережить горе, двигала на подвиг, лечила израненную душу, вдохновляла, давала веру жить и надеяться на лучшие времена. И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года.

Проведенные нами наблюдения позволяют сказать, что первоосновой всему есть боевой дух человека, а в годы войны он особенно был настолько высок, что сравнить просто не с чем. Внутренняя энергия русского человека старших поколений и умение ее сконцентрировать в трудной ситуации служат для нас примером. В сохранении оптимизма, веры в лучшее помогала частушка, так как она пробуждала в русском человеке положительную, мощную, ответную реакцию, несмотря на огромное человеческое горе и боль.

Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла в сознании и душах ребят оставляют глубокие впечатления. С уважением и признательностью смотрят они на человека, кто в суровую годину войны выстоял и победил.

Гранитные и бронзовые памятники напоминают о тех, кто отдал свою жизнь за нас, живущих сегодня. Военная частушка – это нерукотворный памятник, но, мы считаем, он вполне равнозначен с гранитными и бронзовыми.

К содержанию

Литература

Музейные материалы:

  1. Папка №1 «Нас сдружила песня».
  2. Папка №2 «Частушка родного края».
  3. Альбом «Частушки».
  4. Папка №3 «Праздники в деревне».
  5. Тетради с записями Деревниной Н. А., Чечулинской Т. И.
  6. Газета 2003 г. «Вологодская неделя».

Источник

Войдите чтобы комментировать