Этот материал посвящен самым известным тульским гармонным мастерам и владельцам крупнейших тульских гармонных фабрик до революции.

1.



В первой половине XIX века широкую известность в России получили музыкальные инструменты, выпускавшиеся на гармонных фабриках   Т.П. Воронцова.

Тимофей Пименович Воронцов родился  в 1787 году. Он был потомственным тульским оружейником. Славу, однако, ему принесло не оружейное ремесло. Его устремления были связаны с новыми промыслами, которые начали быстрыми темпами развиваться в нашем городе. Сначала   наш земляк стал заниматься изготовлением входивших в моду водогреев. Ему сопутствовал успех, и самоварная мастерская, которую он основал, процветала. Но туляк на свой страх и риск взялся за новое дело. При самоварной фабрике  им в полуподвальном помещении было налажено производство гармоник самой простой конструкции, которые использовались в качестве детских игрушек. В подсобном гармонном хозяйстве трудились 10 наемных рабочих. В 30-е годы, ознакомившись с простейшей пятиклапанной гармошкой, привезенной в Тулу с Нижегородской ярмарки, и внеся свои изменения, наш земляк начал производить более совершенные язычковые музыкальные инструменты. Первая его фабрика появилась примерно в то же время, что и Ивана Евстратьевича Сизова.



Гармонное производство открылось в одноэтажном доме в Чулковской слободе.   Бывшее гармонное подсобное хозяйство вскоре  переросло в «Вольно-оружейничью гармонную фабрику» - первую в России.  Ее владельцем являлся Т.П. Воронцов. Музыкальные инструменты на ней изготавливались вначале по образцам, завезенным главным образом из австрийской столицы. В 1848 году ведомость «Вольно-оружейничей гармонной фабрики» отмечала, что на предприятии  машин нет, а делаются вещи рабочими людьми, коих находится: мастеров - 10, учеников-3, все вольнонаемные, из русских. Наемные рабочие  производили инструменты трех видов: большие, средние и малые, ценой от 15 до 25 копеек за штуку - в зависимости от размеров. В год   выпускалось до 6 тысяч гармоник. Впоследствии производство достигло 10 тысяч музыкальных инструментов.  Продавались они в Москву.

После смерти в 1854 году Тимофея Пименовича гармонная фабрика перешла во владение его сыну Гавриилу. Самоварная фабрика досталась другому сыну - Акиму. Впоследствии братья поменялись фабриками.

Третий сын - Иван был московским купцом первой гильдии.

Потомственный почетный гражданин Г. Т. Воронцов родился в 1822 году. В 1840-х годах он  работал вместе с отцом на гармонной фабрике. В 1864 году наш земляк вышел из оружейников и записался во вторую гильдию купечества. В 1866 году наряду с другими фабрикантами он участвовал в выставке, посвященной приезду в Тулу цесаревича Николая Александровича - сына императора Александра II.

В конце 1860-х годов Г.Т. Воронцов самоварные и гармонные производства преобразовал в самостоятельные заводы, которые разместились в специально построенных  каменных корпусах.

Гармонной фабрикой с 1868 года (по другим данным - с 1860 года) руководил Аким Тимофеевич Воронцов.

Он  родился в 1819 году.  Вся его жизнь была связана с гармонным производством. Ему удалось успешно продолжить дело, начатое отцом.

После смерти в 1897 году Акима Тимофеевича, у которого было три сына - Алексей, Александр и Иван, предприятием руководил старший отпрыск.

Алексей Акимович Воронцов появился на свет в 1863 году. С ним связан расцвет гармонной фабрики. Были построены три двухэтажных фабричных здания и жилой дом для семьи. Активно применялся надомный труд. Воронцовские гармони отличались высоким качеством.

Капитал фабрики, доставшейся Алексею Акимовичу Воронцову от отца, составлял 7 миллионов рублей. К 1914 году он был увеличен вдвое. Половина капитала хранилась в Москве, половина - в Берлине. С началом Первой мировой войны деньги, хранившиеся в Германии  пропали.

В 1919 году, на другой день после национализации гармонной фабрики, Алексей Акимович умер от сердечного приступа.

В 1920 году бывшая гармонная фабрика А.А. Воронцова отошла в ведение патронного завода.  В фабричных зданиях разместились детские сады. Жилой двухэтажный дом, построенный для семьи Алексеем Акимовичем на ул. Рождественской (ныне ул. К. Маркса, 128) был передан под общежитие. Он единственный сохранился из всех построек, правда, в измененном виде. Его первый этаж по самые окна ушел в землю, а  великолепный декор во многих местах оказался сильно поврежден. Воронцовский дом уже не выделяется своей красотой и величественным видом на фоне соседей, как в былые времена.

2.



В 1870 году   сорокадвухлетний талантливый музыкант-самоучка Н. И. Белобородов, взяв за основу тульскую диатоническую однорядку, изобрел и самостоятельно собрал первую двухрядную хроматическую гармонь с полной хроматической гаммой.

Николай Иванович Белобородов родился 15 февраля 1828 года в Туле. Он  самоучкой овладел грамотой и по настоянию отца, который владел красильней, стал красильщиком. С детства туляк увлекся музыкой. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, отец привез в подарок с Нижегородской ярмарки семиклавишную однорядную гармонику. Он быстро научился на слух подбирать мелодии песен. Вступив во взрослую жизнь, будущий изобретатель открыл небольшую мастерскую по окраске тканей и готовой одежды. Свое увлечение музыкой он, однако, не бросил. Наш земляк овладел музыкальной грамотой, приобрел в Туле новую двухрядную гармонику  венского производства, но вскоре  «венка» перестала его удовлетворять. Николая Ивановича не устраивала ограниченность диапазона, и ему очень хотелось придумать такую гармонь, где бы присутствовал полноценный звукоряд, и на которой можно было бы играть даже  классическую музыку.  Исполнение классики требовало полной хроматической гаммы - двенадцать тонов и полутонов, а у существующих гармоник их было только семь. Свою «хромку» Николай Иванович конструировал кропотливо и долго. Он все-таки создал гармонь, которая могла играть не только частушки и плясовые народные мелодии, но и классические произведения. Музыкальный инструмент с русским строем представлял новый тип  ручной гармоники.  «Хромка», однако, получилась еще не совсем совершенной, и изобретатель продолжил работу по улучшению ее конструкции. Желая расширить возможности инструмента, в 1876 году  Николай Иванович  после долгих раздумий обратился со своими идеями к самому известному гармонному мастеру Леонтию Алексеевичу Чулкову, и предложил вывести полутона во второй ряд клавиатуры. Тот загорелся идеей и стал искать техническое решение необычной задачи.  Выполняя заказ, он не только придерживался пожеланий заказчика, связанных со строением клавиатуры, но и внедрил свои разработки. Им впервые была создана тембровая камера, благодаря которой инструмент зазвучал более певуче и мелодии стали не такими резкими, как в предыдущих моделях.  В марте 1878 года    чулковец   изготовил опытный образец хроматической гармони, представлявшей собой двухрядный инструмент  с полной хроматической гаммой. По сравнению с традиционной «народной» гармонью   форма у новинки была более изящной. Деревянные части в ней были изготовлены из кипариса, меха - из тщательно выделанной кожи, для отделки использовались слоновая кость, перламутр и медь. Она оказалась очень проста в обращении, обладала необычайной  певучестью и скоро получила народное признание. На новом инструменте можно было исполнять не только простейшие народные мелодии, но и сложные классические произведения. Замечательный музыкант Я. Орланский-Титаренко назвал его баяном по имени древне го русского сказителя Баяна. Новый музыкальный инструмент, по мнению музыковеда А.М. Мирека, был «настоящим шедевром по сравнению с другими, выпускавшимися в то время». Агенты немецких и австрийских фирм приезжали в Тулу и просили Николая Ивановича Белобородова продать им свое творение, предлагая за патент на его работу большие суммы денег, но он отказался: «Родина хроматической гармоники - Тула, это русское изобретение, пусть оно в России и останется».  Чулковские голосистые «певуньи» были популярным товаром на ярмарках во всех российских городах.

3.



В конце прошлого века на краю улицы Штыковой в Чулково появилась новая гармонная фабрика. Ее открыл в 1880 году Леонтий Алексеевич Чулков, живший вместе с шестью сыновьями на соседней улице Замочной. Она была небольшой, но по техническому оснащению с ней в нашем городе не могло сравниться ни одно предприятие. На выставке гармоней, состоявшейся в Туле в 1888 году, изделия этой мастерской настолько поразили великого князя Михаила Михайловича, что он распорядился тот час в его присутствии наградить Леонтия Алексеевича   золотой медалью. В 1907 году его сын - Геннадий Леонтьевич Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники, с помощью которой при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, что делало звучание басов более насыщенным. На это свое изобретение он получил патентное свидетельство. До настоящего времени механика Г.Л. Чулкова применяется во всех венских гармониках, что является  особенностью звучания  басовых партий во всех изделиях тульского гармонного промысла.

4.



Самой крупной в Туле являлась гармонная фабрика «Бр. Киселевы». Ее владельцами были братья Киселевы - Николай Сергеевич и Василий Сергеевич.

Они сначала работали на оружейном заводе, а по вечерам и в воскресные дни, чтобы получить дополнительный приработок, занимались изготовлением гармоник. Первое время кустари делали простые пятиклапанки. Их гармоники отличались хорошим звуком и красивой отделкой, поэтому сбывались легко.

На киселевскую фабрику Н.И. Белобородов привез венскую гармонь, где она с его помощью была переделана  в двухрядную с русским строем и стала способна играть русские мелодии.

В 1883 году братья организовали мастерские по изготовлению гармоник в своем доме.  В 1886 году на их продукцию обратил внимание владелец московского магазина на улице Тверской Петр Павлович Ватутин. Он приехал в Тулу  и заключил с братьями сделку на поставку киселевских гармоник на большую сумму. Его заказ позволил тулякам  развернуть производство своих голосистых певуней.

На деньги, скопленные матерью за счет мелкой торговли, авансы московского торговца братья в 1890 году построили на улице Веневской двухэтажный дом, где   располагалась гармонная фабрика. Она находилась  в большом деревянном доме,  который украшала затейливая резьба. Но особый шик ему придавали ажурные парапетные решетки и непривычные для туляков цветочные вазоны. На гармонной фабрике трудились наемные рабочие, но привлекались также кустари, занимавшиеся на дому  изготовлением отдельных деталей. На нее сманивались лучшие тульские мастера. Здесь работали Дмитрий Лялин, Алексей Пастухов, Александр Горбунов, Николай Бадейщиков, Дмитрий Кузьмин, Николай и Дмитрий Грязновы и многие другие местные умельцы. Все они были вынуждены отказаться от кустарного труда из-за того, что  их собственные  мастерские не выдерживали конкуренции с отлично налаженным производством. Им   поручалось выполнять наиболее сложные операции, трудиться над сборкой отдельных узлов.

Киселевская фабрика в основном специализировалась на  выпуске пользовавшихся особенно большим спросом двух  и трехрядных венских гармоник русского строя - сокращенно «венок», и добилась значительных успехов.  Скопив средств, братья в начале ХХ века расширили ассортимент язычковых музыкальных инструментов.  Их  фабрика занимала ведущее положение по производству гармоник и баянов в России, конкурируя на мировом рынке.



дом на ул. К. Маркса, 128


дом на ул. К. Маркса, 128





Оригинал статьи расположен по адресу http://www.tula.ru/2297/

Войдите чтобы комментировать